Интернет-журнал Республика Карелия

Большое кино нашего Колобка

Антон Миронов 16 декабря 2011
Голосовать -2 | +12 +
Большое кино нашего Колобка

Карельские телевизионщики эпохи 1990-х точно помнят Сергея Колобова. Мы называли его просто — Колобок, и вместе с ним пытались делать хорошее ТВ. Или делали. Кому как нравится. 

Он уехал из Петрозаводска в середине нулевых и с тех пор много чего успел. Например, поработал с мировыми знаменитостями — Рутгером Хауэром, Майклом Мэдсеном и Федором Емельяненко. Еще Серега взрывал и сжигал тайские деревни, чудом не подхватил в джунглях неизвестную врачам лихорадку, неделю провел в женской зоне, плавал по реке Обь на УАЗике, видел, как люди разговаривают под водой, и бросил курить. Его визиты в Петрозаводск настолько стремительны и содержательны, что после них приходится поправлять здоровье. Не чай же в нашем возрасте пить, коли не виделись полгода.

 

По 50

Когда я приехал в кафе, Колобов уже сидел там минут 20, и мне бросилось в глаза, что пепельница стоит на дальнем конце стола.

-               Ты, что ли, не куришь?
-               Да, я бросил.
-               О здоровье задумался?
-               Просто понял, что курево — дрянь.

С выбором скотча в заведении было не ахти, взяли айриш.

-               Серега, мы знакомы лет сто. Я никогда не спрашивал, как ты стал оператором?

-               Думаешь, я помню? Ну, для начала я устроился на ТВ эфирным выпускающим. Сидел, кнопки нажимал. Кстати, я еще учился в 11-м классе. Потом пошел в армию, потому что завалил экзамены, потому что не хотел учиться на математика. Меня спросили: зачем ты рисовал на экзаменационном листе?

-               У тебя был художественный подход.

-               Ага, подошел творчески к решению математических задач и отправился служить. Вернулся и устроился на ГТРК. И вот там я отпахал оператором четко 10 лет.

-               А образование?

-               Вот честно — я просто был тогда, как то бревно, которое плывет по реке. Да, мне не хватает образования. Я, конечно, учился: ездил в Москву на два с половиной месяца в Институт повышения калификации...

-               ... работников телевидения и радио.

-               Да. И там мне показали, что есть вообще другая, более насыщенная жизнь. Поэтому, когда моя подруга Надя устроилась работать в Питер, я свалил вслед за ней. Если бы не она, я здесь бы спился тупо где-нибудь под забором.

По 100

-               Ну, ты переехал, но от самого факта-то переезда в голове ничего же не меняется.

-               Вот... Еще до переезда я работал на западные телеканалы. Когда переехал, про меня не забыли. Следующий, кто мне приоткрыл глаза, — продюсер телевизионного приложения к германскому журналу «Шпигель» Анна Садовникова. Я объездил уже полстраны с ней.

-               Полстраны какой?

-               Нашей. Чита. Нижний Тагил.  Для «Шпигеля» мы снимаем длинные сюжеты на 10-12 минут. Разные. Актуальные. Один раз провели с ней неделю в женской колонии. Неделю — в смысле, с утра до вечера. Один раз долго плыли на УАЗике по широченной реке Обь.

-               УАЗики плавают?

-               Да,  вот с такими (показывает руками — прим. авт.) надувными колесами и прицепом. Ну, это другая история. И вот когда с человеком переживаешь такие приключения, естественно, разговариваешь по душам. И она спрашивала меня: «Сережа, ты что вообще хочешь-то от жизни?»

-               И дальше объясняла, как надо жить?

-               Нет. Она имела мне мозг. «Сережа, — говорит она мне, — как ты снимаешь! Ты вообще думаешь головой? Ты же хрень снимаешь». Она просто брала меня за голову — и в дерьмо, как кота, который нагадил не там.

-               Переживал?

-               Да! Мне было непонятно, почему так, что за унижение такое. Я-то ведь думал, что умею снимать, а выяснилось, что через 10 лет работы я говно полное,  которое не умеет снимать вообще ничего, потому что я не вижу ничего, я тупой. Так  Анна Садовникова мне открыла глаза.

-               Ну, ругала, а эффект?

-               Я начал задумываться: что я делаю, на хрена я вообще нужен в этой жизни. Жить начал в профессии. Стал понимать, что я раньше был просто куском. И спустя какое-то время Анна мне говорит: вот теперь, Сережа, ты вроде как уже снимаешь. А потом продюсер немецкий звонит и спрашивает: вы что, оператора поменяли? Отвечают: нет.

По 150

-               Ну, насколько я знаю, после переезда в твоей карьере помимо телевидения  появилось и кино...

-               Я когда приехал в Питер, сначала вообще-то несколько месяцев без постоянной работы сидел. «Шпигель» — разовые проекты. Потом меня взяли в компанию «Арсенал ТВ». Мы снимали сериал «Закон мышеловки». Тут я впервые посмотрел всю кинокухню. Начал работать вторым оператором — фактически помощником оператора-постановщика. А еще через год наша компания решила снимать полнометражное кино. На меня легли все технические вопросы, связанные с камерами, и мы поехали в Таиланд.

-               Говорили, что ты полгода там в джунглях провел?

-               Два месяца. Мы жили в 5 часах езды от Бангкока в нормальном отеле. Но на съемки нас возили туда, где туристы не ходят. Конечно, бухали, но у нас все равно парень один заболел лихорадкой, которая никак не называется. Отвезли его в нормальный госпиталь с европейскими врачами, а там говорят: не знаем, что это. Антибиотиков от этого нет, есть вода. Слава Богу, он выжил. Три недели лежал. Мы ведь с ним рядом жили. Может, и у меня что-то было, но повезло, просто лицо раздуло сильно на мой день рождения, но потом отпустило.

-               А что вы снимали?

-               Снимали мы кино «Ключ Саламандры». В российский прокат оно вышло в этом году. Вроде в марте. И вот на этих съемках я увидел то, как работают професионалы — Хауэр, Мэдсен и Емельяненко.

По 200

-               Ну, Серега, давай о звездах.
-               Что сказать... С ними работать — колоссальный жизненный опыт!

 

По 250

-               Серега, ну, и как кино?
-               Фильм провалился.
-               В прокате?
-               Конечно.
-               Почему?
-               Ну, не знаю. Может, сняли больше, чем надо. Может, прокатчики плохо поработали.
-               То есть все впустую?

-               Нет. Это ж опыт. Я работал в Таиланде вторым номером. Обслуживал камеру и подстраивался под работу оператора-постановщика, который вместе с режиссером разводит сцены. То есть решает, кто куда шагнет, как сделать так, чтобы это отлично выглядело в кадре. Но однажды мне поручили снять сцену самому. Без режиссера и без постановщика. Сказали: вот, Сережа, три камеры. Нужно один этот дом взорвать, а этот сжечь, а мы, говорят, поехали выбирать натуру на море. И вот в фильме «Ключ Саламандры» я взорвал и сжег.

-               Я прямо вижу заголовок — Сергей Колобов сжигал деревни.
-               Тайские деревни.
-               Надо будет посмотреть.
-               Посмотри. Но после этого я перестал быть оператором в кино.
-               Почему?
-               Получилось, я ближе к технике. Теперь в кино я механик камеры.
-               Как так сложилось?
-               Бабло. Долбаное. Наверное, приоритеты так встали. Если мне сейчас нужно делать это, то я делаю это.
-               То есть вообще за камеру не становишься?
-               В последнее время только в паузах между кино со «Шпигелем». Видеоприложение к журналу выходит на канале RTL.
-               То есть твою работу видят немцы?
-               Европа.
-               И что это — документалистика?
-               Я бы сказал — реалистика.
-               Так какую ты работу считаешь основной?
-               Основной? Не быть мудаком.
-               ?
-               Я уволился из «Арсенала ТВ» и стал работать на себя. Точнее, продолжил сотрудничество с «Арсеналом» как наемный техник, который отвечает за то, чтобы все камеры работали.

По 300

-               Так и как успехи в работе на себя?

-               Последние 4 месяца я провел за границей и сейчас снова туда же еду. Куда, сказать не могу. Мой контракт предусматривает неразглашение. Могу только констатировать — кинопроект сильный. Я там под впечатлением от работы операторской группы. Давно уже пытаюсь понять, как характер рисовать светом. Почему нужно ставить прибор там или вот там? Ищу закономерности,  а у всех операторов разные подходы к свету.

-               А как называется кино?

-               Блин, я даже название сказать не имею права. Разве что о процессе. Недавно снимали сцену в бассейне. Провели в нем 6 часов. Немели ноги от воды. Пришлось даже отобрать камеру у человека, который уже не мог снимать. Актеры заныривали, мы тоже. И они у нас под водой говорили, один даже в полный голос. Ну, мы, конечно, делали паузы, вылезали с актерами из воды и выпивали с ними.

По 350

-               Есть такой офигительно банальный вопрос, его всегда задают людям искусства. Каковы, Сергей, ваши творческие планы?

-               Ага. Типа, каковы перспективы? А я, честно, не знаю, что ждет меня завтра. И в этом вся и прелесть. Профессия меня прокормит. А будут сложности, так не страшно. Я же знаю, что значит жить без гроша.

-               А нет желания передать опыт?

-               Меня привел на телевидение отец. Теперь уже мой сын говорит, что хочет быть оператором. А я ему говорю: не надо. Получи сначала образование, выучи языки. Они дают свободу общения. А свобода — это главное, чем бы мы тут ни занимались.

-               Угу...   Девушка (обращаясь к проходящей мимо официантке - прим. авт.), а вам не кажется, что вместо айриша вы принесли нам бурбон...

 

 

 

Сергей Колобов

Сергей Колобов

Фото: из личного архива Сергея Колобова

  • А я помню, как Колобок стал оператором. Собирались мы на съемки, и Сашка Захаров ему говорит: чего сидишь? Поехали! Штатив будешь носить.

    Привет, Серега!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Елена Фомина
    16.12.2011 в 10:36
  • Класс! На одном дыхании прочел.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Чентемиров
    16.12.2011 в 11:14
    • Гоша, на дыхании? Может, на выдохе? Когда уже по 400..

      Собутыльникам респект!

      Антон, тебе впору подхватить флаг Коха-Свинаренко и книгу делать «Ящик виски».

      Голосовать - 0 | 0 +
  • Отлично! Хотя, смею заметить, что формат "по 50 — по 100 и т.д. " цинично позаимствован из рубрики «Общество потребления» российского Rolling Stone. :-)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Хабонен
    16.12.2011 в 12:29
  • Хабыч, я Rolling St уже сто лет в обед не читал))) но чета припоминаю... еще такое было в российском FHM — а тема «выпил, сказал, выпил, сказал» — она еще от Гоголя пошла, а потом, вроде у Тургенева или еще где — короче старая телега -, но-таки едет)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Миронов
    16.12.2011 в 12:36
  • Этот формат из жизни, не надо нас тут источниками пугать)

    Голосовать - 0 | 0 +
    IT-дед
    16.12.2011 в 12:36
  • "Прывэт, чуваки! " (Так Пол Маккартни позавчера начал своё трехчасовое выступление в москве). Прочитал, получил удовольствие. Колобок — мега-чел! Респект и уважуха. Тос, вобще, тоже. Захотелось накатить с вами, чуваки. Приезжайте? У меня хошь Беллз, хош Чивас Рыгал, хошь хреновуха сосбвенного изготовления есть — а вот хороших собутыльников ощущается острый недостаток. Женщина моя мало пьющая ((((

    Голосовать - 0 | 0 +
    Чемоданов
    16.12.2011 в 13:43
    • Вспомнишь солнце — а вот и лучик. Читала Тоху и вспоминала как брала у Чемода в свое время интервью. Только под пиво *).

      Голосовать - 0 | 0 +
      Елена Фомина
      16.12.2011 в 13:50
      • кстати, в этом интервью было отмечено, что он бросил пить))

        Голосовать - 0 | 0 +
        16.12.2011 в 14:21
  • Колобов-"Колобок", обманчиво простой и круглый, как герой известной сказки. Туда покатился, от этого ушёл... Формат, да ещё достаточно специфический, связывает, как ни крути. Застольный разговор — он и есть... И потом, смысл? В том же русском «Rolling Stone», бывает, всякие неожиданности начинаются после энной «порцайки», герои начинают «чушь прелестную нести». А здесь? Как начинали в тональности «свобода — это наше всё», так в этом салате и закончили. Оформление присутствует, но содержание отдельно от него.

    С умным оператором Сергеем Колобовым мы работали в Америке. И надо сказать, что поразил он, не только нас, но и нашего госдеповского продюсера, сатанинской своей работоспособностью. Насколько я понял, предыдущие телевизионные группы из России в основном занимались конвертацией свободы в более привычный россиянам субстрат, дар Менделеева. Второе, что удивило – то, как Колобов адаптировался к чуждым реалиям и временным поясам. Притом, довольно слабо на тот час владея американским языком. А всё благодаря ему же, Менделееву! Помню, на третий вечер мы сидели с оператором Колобовым перед гостиницей на каких-то пеньках и распивали водку «Седой Валаам». На свободном пеньке Колобов разместил флажок-триколор, как бы обозначив тем самым нашу экстерриториальность и суверенность.

    Свою личную экстерриториальность он возит за собой по свету. Думаю, Колобов и в Таиланде был таков же, как на пеньке в штате Вермонт, США. Просто, человек умный, интеллигентный, он редко выносит товар напоказ. Но ассортимент там самый полный, исчерпывающий, я бы сказал. Фамилия обязывает.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    16.12.2011 в 13:48
    • Андрей, а мы чушь нести не начинали поскольку для нас 350 это не повод расслабляться) мы же опытные в этом плане) Так что сожержание тут вместе с формой — есть диктофонная запись.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Миронов
      16.12.2011 в 14:19
      • Это даже странно: от профессионала — и такое услышать. Как можно останавливаться?! Это преступление — останавливаться. Продать диктофон с записью, взять ещё, познакомиться там же, в «Киваче», с девчонками, куда-нибудь поехать в ночь-полночь, подраться с таксистами, убегать от полиции по крышам и трубам, утром найти себя в неожиданном месте среди незнакомых, неместных, немилых лиц, вернуться в «Кивач» и там встретить — кого? Колобова за «столиком»: "Привет-привет, ты давно приехал?. Девушка, мне то же самое, пожалуйста! ". Вот тогда это было бы интервью! А то... «Диалоги» Платона.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Андрей Тюков
        16.12.2011 в 14:36
  • В RS чушь нести после 300 начинаютс весьма специфические персонажи. Стас Намин, например, ничего не нёс, а нёс, например, Коля Басков. Сравнил тоже — Тос/Колобок и Коля Басков. Это же совершенно разные весовые категории, разный масштаб личностей и диаметрально проивоположная сексуальная ориентация!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Чемоданов
    16.12.2011 в 14:34
  • А правда нельзя пить чай, если не виделись полгода? По мне, так «не чай» только мешает беседе. Язык заплетается, слова прыгают впереди мысли, мысль буксует, голова болит, подташниваит, опять же... Или у вас не так?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Александр Фукс
    29.12.2011 в 01:58
    • Каждый журналист хоть какого карельского СМИ, приезжая на любое соревнование по внедорожному спорту, задает один шаблонный вопрос: а вообще нахрена все? То есть со стороны красиво, но непонятно совершенно. То есть сначала попробовать надо, а потом пытаться понять.

      Вернее, не попробовать, а так хорошенько втянуться, тогда и недоумения все пропадут.

      PS. Слово «недоумение» вдруг понял — это когда доуметь не получается.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Агапов
      17.1.2012 в 23:33
  • Ну, как-то сразу захотелось поддержать компанию Миронов — Колобов — Чемоданов. Прямо до жути захотелось, со всеми вытекающими и втекающими.

    А во-вторых, подтверждаю слова Тюкова о работоспособности Колобка. В 35-градусную жару после почти суточной попойки переться километра два по лахденпохскому нетронутому бурелому с хэви-метал БЕТАКАМом и его не менее хэви штативом, потом кормить несколько часов комаров в одиночестве на камушке посреди реки прямо в буруне порога. Для чего? Чтобы сделать один единственный кадр проплывающих мимо на плоту финнов и умирающего с бодуна корреспондентского стажера Агапова.

    Первая съемка с Колобовым — самый первый настоящий урок Труда.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Агапов
    17.1.2012 в 23:28

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие