Интернет-журнал Республика Карелия

ПоЖЮРИли

Анна Гриневич 22 апреля 2013
Голосовать -55 | +10 +
ПоЖЮРИли

Последнее награждение лауреатов главной театральной премии «Онежская маска» вызвало ряд вопросов как у зрителей, так и у театральных деятелей. Как вышло, что Театр кукол, который мы знаем как очень сильный коллектив профессиональных людей, не был отмечен ни в одной номинации? Каковы критерии оценок жюри? Уместно ли соревнование между театрами, работающими в разных жанрах, техниках и направлениях?

Мы узнали, что думают на этот счет директора двух театров и министр культуры, являющаяся председателем жюри. Все они сошлись во мнении, что в составе жюри должны быть критики, специализирующиеся на разных видах театра, умеющие оценить и понять специфику представления театра кукол, почувствовать особенности музыкальных спектаклей, способные видеть наши спектакли в контексте заданных театрами форм и жанров. Но решит ли смена жюри проблемы конкурса?

Любовь Васильева

Любовь Васильева, директор Театра кукол Карелии, считает, что изменение состава жюри может исправить положение:

— Уже второй раз наш Театр кукол остается без наград на конкурсе. Я уверена в том, что если бы мы соревновались с другими театрами кукол, результат был бы другой. Но у нас нет этих двух или шести театров нашего профиля, поэтому наши спектакли оценивают по тем же критериям, что и драматические постановки. Я считаю, что хотя бы ради справедливости нужно приглашать в жюри критиков театра кукол. Даже если они скажут, что наши спектакли не дотягивают до уровня приличных постановок, будет не обидно – это мнение профессионалов-кукольников. Ну как может соревноваться прекрасная актриса Любовь Бирюкова в ролях Сына Жабы, Жука, Мыши и Бабочки с артистом, исполнившим роль Шута в «Короле Лире»?

Нам объяснили, что спектакль «Играем Дюймовочку» предназначен не для детей, а для семейного просмотра, поэтому – как и прочие постановки – он оказался не подходящим для номинации «Лучший детский спектакль для детей и юношества». Почему, если в определении номинации есть слово «юношество»?!

Артисту театра кукол сложнее жить и работать – ему нужно быть хорошим драматическим артистом плюс уметь водить куклу. У нас свои выразительные средства, иная подача материала, совсем иные законы постановки спектакля. Разве можно их сравнивать с оперными постановками, балетом или драматическими спектаклями?

Елена Ларионова

Директор Музыкального театра Елена Ларионова считает, что сам формат конкурса устарел и требует изменений:

— В свое время «Онежская маска» была необходима театрам, но сейчас, видимо,  настало время поменять ее формат. Она не должна быть соревнованием между театрами. «Онежская маска» должна, по идее, продвигать искусство и развивать зрительскую аудиторию. Не уверена, что сейчас  конкурс решает эти задачи. Развитие происходит, когда театр видит себя в контексте российского театрального процесса, европейского и мирового. Тогда он понимает, какие существуют приоритеты и тренды. Можно предположить, что «Маска» необходима нам в качестве путеводной звезды. Постановки в театрах Петрозаводска очень разные – как и сами театры. Сравнивать их практически невозможно. Критерии оценки, специалисты, их выставляющие, тоже должны быть разными. Сейчас в жюри «Онежской маски» все критики представляют драматическое направление. Обделенными в плане  профессиональной оценки  остаются театры другого жанра. Правильно было бы, чтобы, например, работы театра кукол оценивали специалисты по этому виду искусства, очень, надо сказать, специфического в плане профессиональной критики, искусство музыкального театра  -  музыкальные критики. Для музыкального театра написано не так много произведений: «Травиата» звучит со сцен уже более 100 лет, и этой музыке не нужно доказывать свою состоятельность. Хотелось бы, чтобы на спектакли, которые ставят в Карелии, профессиональное сообщество взглянуло именно с точки зрения общего театрального контекста, актуальности прочтения, того, чем сегодня живет театр.

Елена Богданова

Елена Богданова, министр культуры и председатель жюри конкурса «Онежская маска», выходом из ситуации также считает изменение состава жюри: 

— У «Онежской маски» хорошие традиции. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, наши театры делают все, чтобы делать работу качественно. Безусловно, я считаю, что члены жюри должны меняться. Мы можем приглашать критиков и из Петербурга, и из Москвы. Должны быть эксперты, специалисты в разных театральных направлениях. В идеале хорошо было бы сделать премию не карельской, а северо-западной. Театр кукол Карелии действительно ведет большую работу, но, выдвигая спектакль на конкурс с четко определенными номинациями, нужно учитывать соответствие этим номинациям. Одно дело – спектакль для семейного просмотра, другое – постановка для детей и юношества. Члены жюри не имеют права менять номинацию.

Потом у нас много было спектаклей в видеопросмотре. Такого не должно быть. Спектакли должны смотреться вживую. Кроме того, на мой взгляд, нужно проводить еще интернет-голосование. А для того, чтобы поддерживать достойные постановки наших театров, хотелось бы сделать конкурс ежегодным.

 

Безусловно, резоны в этих претензиях театров есть. Нам тоже кажется, что для театров важна оценка специалистов, способных видеть наши постановки в контексте общего процесса, может быть, разбитого на жанры. Между тем сомневаться в компетентности представленного жюри до сих пор поводов не было. Елена Иосифовна Горфункель – один из ведущих театроведов нашей страны, приглашенный критик самых разных театральных фестивалей, принципиальный человек. Елена Викторовна Маркова – профессор Академии театрального искусства Санкт-Петербурга, критик, написавший не одну книгу как о драматическом театре, так и о театре пластическом. Надежда Александровна Таршис – известный театральный критик, автор текстов, касающихся теории и практики российского театра, участник многих фестивалей. Все они имеют достаточный опыт для грамотной оценки наших спектаклей. Другое дело, что в искусстве не может быть эталонов. Каждое мнение выражает субъективное отношение наблюдателя к происходящему. И самое ценное, как нам кажется, из того, что мы могли получить в содружестве с таким жюри, — это полноценные профессиональные разборы выдвинутых на «Маску» спектаклей. Вот это – как раз то, что нужно участникам спектаклей для определения ориентиров и оценки происходящего на сцене. Это то дело, которое может дать заряд на будущее или возможность посмотреть на процессы шире. На наш взгляд, это больше стимулирует творчество, чем денежные премии, весьма скромные, к слову. Может, стоит отказаться от соревнования и сделать «Онежскую маску» живым фестивалем, объединяющим и зрителей, и людей театра, и людей разных театров друг с другом?

  • Все мы-куклы в этом театре жизни

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андроид
    22.4.2013 в 06:44
  • Нет смысла доказывать, что ты круче, в нашем городишке... Мелковато...

    Голосовать - 0 | 0 +
    петровна
    22.4.2013 в 20:55
  • Каких критиков не взять, но если их профессионализм перевешивает конъюнктура и «авторитет» председателя жюри — толку от фестиваля не будет.

    Голосовать - 0 | +3 +
    РЧ
    23.4.2013 в 02:08

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие