Интернет-журнал Республика Карелия

Финно-Угрозеро

Кристина Корто 24 июня 2013
Голосовать -18 | +63 +
Анна Величко и Егор Карьялайни. Фото: Светлана Смирнова

Анна Величко и Егор Карьялайни. Фото: Светлана Смирнова

На базе международного образовательного центра «Урозеро» прошел пятидневный семинар для представителей общественных организаций финно-угорских народов. Коми, марийцы, удмурты, ханты и манси, мордва, карелы и финны провели мозговой штурм, чтобы придумать эффективные способы сохранить свои языки и культуры.  

На любом финно-угорском семинаре даже самый скептически настроенный представитель национального большинства может на время проникнуться надеждой на спасение финно-угорских языков России. Участвуют в подобных мероприятиях обычно активнейшие из активных, стремящиеся к полуутопическим целям с вполне реальными проектами. И потому стороннему наблюдателю напоминают инопланетян.

Удмурты предложили проводить языковую смену в детских лагерях – по типу краткосрочного языкового гнезда. Дети, вожатые, аниматоры – все говорят только на родном: удмуртском, марийском…  Для карелов задача усложняется – родить и воспитать поколение детей, говорящих на карельском, и организовать для них лагерную смену. Ханты продвигали идею развивать региональный этнотуризм  на базе сёл и деревень.

Этнокультурные центры, новые интернет-ресурсы для общения и изучения языков… Все идеи крутятся вокруг основной головной боли финно-угров – исчезающих языков. Черновые варианты проектов осенью повезут в Сыктывкар, где будут доводить до ума проектные заявки и искать финансирование.

Надежда во многом на более состоятельных собратьев – финнов. Традиционно большая часть финно-угорской деятельности финансируется фондами Финляндии. Почему финны тратят кровные евро даже не на карелов с вепсами, а на дальних родственников с Урала?

Один из организаторов семинара, Рику Савонен, директор окружной организации общества «Россия — Финляндия» из Тампере, не считает, что финны занимаются альтруизмом:

— Семинар в Урозере частично финансируется финским частным научным фондом «Koneen säätiö», который занимается сохранением и изучением финно-угорских языков. Грубо говоря, они платят за материал для исследования. Фонд поддерживает деятельность финно-угорского движения в надежде вырастить для себя потенциальных специалистов, научный актив из числа активистов и чтобы воспользоваться их наработками. Общество «Россия-Финляндия» постоянно ведет с фондом идеологическую дискуссию, соотносит интересы. Мы хотим развивать гражданское общество, строить связи с другими финно-уграми. Больше связей — лучше взаимопонимание. Для Финляндии выгодно поддерживать международную деятельность. Еще одна задача общества «Россия — Финляндия»  – дать финнам картинку многонациональной России, многоликой страны, а не серой непредсказуемой массы. Мы частично спонсируем этот семинар, принимаем в нем активное участие, по возвращении активно распространяем информацию о финно-угорском движении. Также реализуем некоторые финно-угорские проекты на нашей территории. Финляндии нужна альтернатива негативному образу России, формируемому центральными финскими СМИ.

Эрзянский рэп

Финно-угорские тусовки цепляют не только идеями проектов, а харизмой участников. Такое чувство, что с Россией их связывают только неродной русский язык и отечественный паспорт, настолько они экзотичны для россиянина славянских кровей.

Виктория из Коми, полное имя которой включает в себя имена ее деда и отца, иногда даже не успевает переключиться с языка на язык. На тренинге по ведению дебатов некоторую свою медлительность она оправдывала тем, что все свои реплики мысленно переводила с коми на русский.

Рэпер Мельседей переплюнул все национальные напевы, выступив на неофициальной части семинара, где каждый представлял свою делегацию. Народ отставил шампуру с шашлыком, чтобы качать поднятыми руками в такт речитативу на эрзянском языке. А его песня про Йошкар-Олу играла в голове до окончания семинара.

The Кураж ака Мельседей – Йошкар-Ола:

Audio MP3

 

Наталья Шамрай из Центра национальных культур заиграла на кантеле марийский наигрыш, снятый с видеозаписи. Марийцы подскочили со своих мест, узнав свое: «Это же наш мотив! Танец охотниц на белок!» И тут же в штатском, без всяких народных костюмов его станцевали.

Карелы, недолго думая, подогнали к беседке с шашлыком машину и под аккомпанемент магнитолы спели «Сина Петроскоил, мина Петроскоил». Не очень аутентично, зато громко.

Участники семинара за обсуждением проектов по сохранению родных языков. Фото: Светлана Смирнова

Все веселье – в свободное от учебы время. С девяти до семи финно-угры были сконцентрированы на работе.

Одна из лекций была посвящена креативной журналистике, в частности, тому, как писать о финно-угорских мероприятиях живо, без нытья на тяжелую долю и без цитирования чиновников по национальной политике.

Участники хоть и согласились, что фото бабушек в национальных костюмах — это «муветон», но и в обиду себя не дали. Их основная претензия к журналистам – ракурс. Образ финно-угорского движения, который создают далекие от проблем малочисленных народов репортеры, зачастую не отвечает его наполнению. Словно у СМИ есть готовые стереотип и формат, под которые подгоняют тематические материалы. Отсюда, по мнению «семинаристов», и банальные, скучные статьи, посты и сюжеты. У прессы с финно-уграми нет общего языка. Лицо коми-манси-мордва-удмурто-карельского мира составляют его активисты, их личные истории. В этом ведущая тренинга по креативной журналистике Наталья Ермолина финно-угров поддержала:

— Любая карельская бабушка из глухой деревни достойна материала. Покажите ее живой, без официоза и клише. Люди любят простоту.

«Фу-проект»

Семинар в Урозеро был частью большого образовательного проекта Fuproekt.org , который уже на начальном этапе порадовал председателя организации «Nuori Karjala» Алину Чубурову:

— Я уже десять лет являюсь активистом общественного финно-угорского движения, но все люди, приехавшие в Урозеро, за исключением пары лиц, мне незнакомы. С одной стороны, если есть новые лица, у финно-угорского движения есть будущее. С другой стороны, я задумываюсь, почему я не видела этих людей раньше, почему они были пассивны? Может, дело в их молодости…

Приятно видеть на нашем семинаре много мужчин. Например, у национального движения Карелии ранее было женское лицо. В Урозере Карелию представляют Егор Карьялайни, Роман Грабовский, Татьяна Дембитская и Ольга Викулина – уже пятьдесят на пятьдесят.

Больше всего меня радует новая форма работы – по группам с тьюторами. Раньше на подобных мероприятиях активисты слушали лекции, потом разъезжались и не понимали, что им делать дальше. В группах же готовятся конкретные проектные заявки, часть из которых воплотится в жизнь.

  • Почему в Карелии «обихаживают» в основном вепсов?

    Голосовать - -1 | +1 +
    ?
    24.6.2013 в 10:49
    • Вепсы — единственный в Карелии коренной малочисленный народ

      Голосовать - -2 | +3 +
      корел
      24.6.2013 в 20:05
  • Спасибо за статью. Изложено красиво и четко.

    Голосовать - 0 | 0 +
    О.К.
    24.6.2013 в 11:04
  • В других блогах не выдавайте «банальные и скучные статьи и сюжеты».

    Голосовать - 0 | 0 +
    жара
    24.6.2013 в 13:15
  • Наигрыш на кантеле в исполнении Натальи был хантыйский, и станцевали под него ханты. Почти у всех финно-угорских народов есть инструментальные собратья и у хантов, и у карелов, и у марийцев, и .... вот карельский кантеле похож на хантыйский музыкальный инструмент Нарсъюх или мансийский музыкальный инструмент санквылтап.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Ethno
    25.6.2013 в 14:19

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие