Интернет-журнал Республика Карелия

В поисках Беломорской Карелии. Суднозеро

Кристина Корто 22 июля 2013
Голосовать -1 | +27 +
В поисках Беломорской Карелии. Суднозеро

История деревни Суднозеро, рассказанная ее жителем Сантери Лесоненом. О магии, преданиях и медвежьем роде, возродившем свой дом. Путевые заметки. Часть вторая. 

Родня Малой Медведицы

Суднозеро очень легко проехать мимо. Трясясь по колдобинам на пути из Вокнаволока в Калевалу, хочется одного — чтобы дорога эта скорее закончилась. Но дополнительные десять километров гравия, булыжника и песка, ведущих к Суднозеру, – вроде испытаний из народной сказки: одолеешь — и награда.

Суднозеро, или Венехъярви, расположено прямо в Калевальском национальном парке. В пятнадцати километрах от Вуоккиниеми в сторону Калевалы будет поворот налево. Дорога поведет по хребту через полупрозрачный сухой сосновый лес, вдоль лиловых вересковых обочин. Сквозь мелькающие, местами высвеченные солнцем, как театральным софитом, сосновые стволы проблескивают лесные озера. Это такой лес, куда хочется углубиться босиком по ягелю и сосновым иглам, накопившим под ногами персидский ковер, дойти до дальних деревьев, за которыми будут все новые, до бесконечности умноженные перспективой. Валуны в глубине за стволами умеют в таком лесу оборотиться то лосем, то медведем, но тотчас принимают невозмутимый каменный вид, как только начинаешь к ним присматриваться.

На въезде в деревню с вершины холма от часовни видно всего несколько домов, окруженных водой. Деревня сначала показалась пустой: ни машин, ни дачников. Зной и тишина. Песчаная дорожка спускается от часовни к дому Сантери Лесонена, который живет в Суднозере круглый год.

О Сантери мы уже слышали раньше. Есть финский документальный фильм про Суднозеро с его участием. Он основал фонд имени рунопевца Архиппа Перттунена. Да и люди рассказывали…

Сантери Лесонена выселили из Суднозера вместе с семьей в раннем детстве – «во времена Никиты» деревню хотели ликвидировать как бесперспективную. Сантери вырос и вернулся жить в уже мертвую деревню, в старый дом своей семьи.

С крыльца дома Лесоненых нам помахала женщина. На расспросы о Сантери сказала, что мы как раз вовремя:

— У нас сейчас школьники на экскурсии, Сантери их только что на погост повел. Идите, тоже послушаете.

Тропинка на кладбище начиналась прямо со двора, уходя по узкому мысу на небольшой горбатый полуостров. Школьники стояли вокруг сосны и смотрели вверх, куда показывал невысокий мужчина с черными, немного раскосыми глазами — Сантери на три процента якут, этого оказалось достаточно. Заметив новых туристов, он только кивнул и продолжил ворожить:

— ...Главное испытание проводилось на кладбище. Настоящим знахарем мог быть только тот, кто умеет и не боится контактировать с умершими. Моя тетя в молодости испытание не прошла. Ее экзаменовала суднозерская знахарка Оути Ротьён. В ночь испытания обе женщины пришли на кладбище, где моей тете Жене надо было поговорить с предками. Их собиралась вызвать из могил Оути. Тетя Женя мне рассказывала, что она пробыла на кладбище совсем недолго. Как только Оути стала читать заклинания, ноги сами понесли прочь, так стало страшно.

В том месте, куда показывал Лесонен, на сосне был непонятный узор, должно быть, связанный с историей тети Жени. Переспрашивать мы не стали. Сантери уже сменил тему.

— Вот могильная плита, которую мы поставили в память о роде Лесоненых. Наши предки отдали этой деревне всю свою энергию, и они никуда не ушли, их души до сих пор здесь, растворены в природе... Закройте глаза и послушайте. Насекомые трещат, щука плеснула у берега, ветер в траве, сосны поскрипывают. Слышите, какая громкая тишина.

На узком перешейке, уже при выходе с погоста, Сантери Лесонен остановил всех:

— Мы ходили на кладбище и потревожили души. Знаете, что надо делать, чтобы калма, смерть, не увязалась за вами? Лучшее средство — умыться и прочитать карельский заговор. А если воды нет поблизости, просто руки о траву и кустики отереть и попросить прощения, что нарушили покой… А вода — это главное лекарство и помощник. С водой надо разговаривать, ее надо уважать.

Все послушно нагнулись к озеру и стали умываться. Сантери прочитал заговор на карельском языке. В песке лежала щучья челюсть. Школьники с фотоаппаратами притихли, ожидая, что еще расскажет странный дяденька с усами.

Тезка лешего

На обратном пути в деревню мы останавливались на каждом шагу. Сантери то и дело нагибался, чтобы сорвать новую травку:

Карельская аптека

— У нас под ногами аптека. Карелы прекрасно разбирались в лекарственных травах. Сегодня тоже можно многие аптечные лекарства заменять травами, чтобы химией не травиться. Это хвощ полевой — противовоспалительное, ранозаживляющее средство. С болотным не перепутайте, болотный — ядовитый. Это мох ягель — природный антибиотик. Только не срывайте много мха с одного места, проплешина потом тридцать лет будет зарастать. Отвар из брусничного листа — мочегонное, потогонное, общеукрепляющее средство. Богульник, черника, кора ивы... Запоминайте.

С кладбища через свой двор Лесонен повел всех к памятнику-плугу, установленному на лужайке посреди деревни под перекладиной, увешанной боталами — в знак того, что суднозерцы говорливы и громкоголосы. Плуг — потому что карелы занимались земледелием. А под плугом три жернова друг на друге. Два зазора между жерновами символизируют времена, когда деревня вымирала. Но род Лесоненых каждый раз возрождал деревню…

— Существует предание о небесном происхождении нашего рода, — начал Сантери. – Большая Медведица предостерегала Малую, чтобы та не глядела на землю. Но она ослушалась и спустилась по высокой ели к людям. Леший превратил Малую Медведицу в обычного медведя. Считается, что наш род пошел от нее. Лесонены как медведи, ходят косолапо, я не исключение. И леса не боятся, нас никто в лесу не тронет. На гербе нашего рода тоже изображен медведь и семь звезд небесной Медведицы. Мой отец, кстати, был охотником на медведя, больше сорока мишек добыл рогатиной. Его капканы у нас на стене амбара висят — выставка. А еще фамилия Лесонен напоминает слово леший.

В прятки с Николаем Чудотворцем

От памятника вслед за лешим-Лесоненом мы пошли в ельник к часовне. Часовня эта в советское время была осквернена. В связи с этим Сантери припомнил очередную историю:

— Помните знахарку Оути, которая мою тетю экзаменовала? Той ночью, когда часовню грабили и рушили, она увидела во сне, как из озера тянет руки Николай Чудотворец и просит его спасти. Оути проснулась и пошла к часовне, спустилась к берегу и вытащила из воды икону. Икону она спрятала и сказала, что никто не сможет ее отыскать. Только пройдет время, и икона даст себя найти маленькой девочке с белыми волосами. Вот у меня внучка подрастает, может, это она и есть... А еще мне рассказывала тетя Женя, что когда часовню рушили, на семиствольной ели неподалеку ангелы сидели и плакали... Я ведь не всегда был верующим и крещеным. Был и октябренком, и пионером, жил при коммунизме. Но когда вернулся в деревню, решил, что покрещусь, если удастся часовню восстановить. Доски для пола я с детьми лично строгал. Нам очень сильно помогли финские практиканты, студенты, которые изучали деревянную архитектуру, они приезжали и бесплатно строили. Бревна для часовни мне из Вокнаволока привезли, те, что для строительства школы не сгодились. Строили потихоньку, совсем без денег... вот я и стал крещеным человеком.

Суднозерская часовня и связанный с ней обряд жертвоприношения запечатлен в альбоме черно-белых снимков начала прошлого века финского фотографа И.К.Инха. Его фотоаппарат видел всю Беломорскую Карелию. В крыльце восстановленной часовни вырезана сквозная воронка. Когда-то перед часовней в день праздника закалывали барана, и кровь стекала в это отверстие. Потом барана готовили и угощали всех, в лучших традициях «карельского языческого православия».

Сантери открыл часовню, вошел первым. Внутри часовня такая же, как десятки других часовен Русского Севера: двурядный иконостас, низкий потолок, «тощая» свеча из дерева.

— Дети, вы знаете какую-нибудь молитву? — спросил Сантери — Нет? Ну, давайте я вам прочту, а вы хорошее про себя подумайте. Отче наш, иже еси...

Сантери разрешил тем, кто хочет, подняться на звонницу, и научил простому звону: «бим-бим-бим»- в маленький колокол, «бам-бам» — в средний и «бом» — в большой. Главное — ритм удержать.

Школьники щелкали друг друга на свои «Кэноны». Развеселились и Сантери почти не слушали:

— Давайте еще покажу вам один дом и отпущу, а то, смотрю, вы устали...

Сантери провел группу мимо хлевов. Козы, очумевшие от папарацци, сбились в кучу. Школьницы пищали от восторга: «Козочки, козочки»... Сантери указал на ветряк, выдающий наличие полноценной жизни в деревне: «Мы с женой живем здесь круглый год, полностью автономно, электричество свое, еда своя, случись что — не пропали бы».

От хлевов мы спустились по пастбищу к «дому охотника», где был устроен уютный музей. На стене в горнице — медвежья шкура, интерьеры оригинальные, скромные. В этом доме когда-то останавливались финский писатель Илмари Кианто, фотограф И.К.Инха и карельские писатели Ортьё Степанов и Яакко Ругоев. Письменный стол в горнице стоит у окна с видом на бурьян. Озеро Суднозеро подходит почти к крыльцу, с которого не хочется уходить, босые ступни врастают в нагретые солнцем ступени.

— В этом доме мы туристов не размещаем, — сказал Сантери, — но у нас есть другой гостевой дом, почти такой же. К нам даже зимой можно заехать, я сам снег до большой дороги чищу. А летом тут гости живут и по договоренности, и случайные туристы. В Суднозеро сейчас тропа не зарастает.

После экскурсии, когда автобус увез костомукшских школьников и стало по-деревенски тихо, мы попросили хозяйку приготовить для нас завтрак. С Вуоккиниеми мы ничего еще не ели. Нина, жена Сантери, пригласила в дом.

Завтрак состоял из четырех блюд и стоил, как в ресторане, пятьсот рублей с человека, но он того стоил. За столом Сантери еще немного рассказал о своей семье, показывал папку с родословной — Лесоненых сейчас по всему миру живет несколько тысяч, и все родом отсюда. И еще хозяева много смеялись и шутили, как шутят счастливые люди.

Фото автора

Нет мнений Добавить мнение?
Еще нет ни одного мнения.

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие