Интернет-журнал Республика Карелия

Зов природы

Наталья Ермолина 10 апреля 2013
Голосовать -1 | +36 +
Сантери Добрынин

Сантери Добрынин

Сантери Добрынин – обычный городской парень. До 10 лет они с отцом говорили на карельском, но потом все как-то постепенно обрусело, ушло в запас. И язык стал экзотикой, а не ежедневным навыком. И вот однажды на одном из фолк-марафонов Сантери услышал группу «Мюллярит». Он увидел, как солист Лео Севец играет на йоухикко и сразу же влюбился в этот аутентичный скрипящий инструмент. Стал брать частные уроки у Елены Магницкой в фолк-студии, купил инструмент у известного мастера Александра Фролова. А как сел играть, так и язык стал вспоминаться.

Сантери Добрынин

Сантери Добрынин

— Я когда говорю или пою на карельском, мне вспоминается лес. В детстве мы с родителями часто на месяц уходили в глубь леса с палаткой. Эта связь с природой чувствуется моментально. Зов предков, что ли… И в деревню тянет. Я бы взял в Калевальском районе, откуда мой отец родом, землю в  аренду и построил дом. Но жена у меня – человек городской, ее еще надо уговорить.

Теперь у  Сантери три йоухикко. Второе сделал Саша Леонов, известный музыкант и мастер. А последнее – раритет, сделанный лучшим в мире мастером по йоухикко Рауно Ниеминеном. Чаще всего Сантери играет на своем первом, фроловском, потому что его металлические струны звучат громче. Инструмент Рауно звучит тихо, но зато так, как он звучал в карельских деревнях. Поэтому если хочешь добиться звука настоящего, дремучего, из глубины веков – это к Рауно.

— Я очень благодарен Лео Севецу за то, что он научил меня свободному общению с инструментом. Недостаточно просто выучить пару мелодий, надо самому наслаждаться игрой. А Лео и сам наслаждается инструментом, и, глядя на него понимаешь: все в жизни правильно. Как говорил известный музыкант начала XIX века Федор Прятчу , игра на йоухикко – это отдых и наслаждение.

Сантери Добрынин, Наталья Шамрай, Лео Севец - фолк-трио Gegi

Сантери Добрынин, Наталья Шамрай, Лео Севец - фолк-трио Regi

Связь инструмента и языка Сантери видит прямую. В деревне вообще каждый мужчина мог играть на народном инструменте, поэтому и не видит в своей игре чего-то сверхъестественного. Если четырехмесячный сын Иван заплачет, йоухикко – лучшая колыбельная. В свободное от работы время он танцует в ансамбле «Карьяла» и поет да играет в дуэте с Натальей Шамрай. Несколько лет назад это было трио вместе с Лео Севецом, но теперь осталось двое. И на карельских праздниках, и в школах дуэт – желанный гость.

Сантери и Ваня

Сантери и Ваня

Мы попросили Сантери прокомментировать один из постов нашего читателя под текстом о предыдущем герое проекта «Мы карьяла» Андрее Горшкове:

«Это всё проекты, товарищи! Это всё «фишки» и шоубиз. Процесс закончится вместе с последними бабками, и это естественно, а пасаны с ёухикко у речки и иже с ними — разного уровня занятности и самодеятельности артисты, пытающиеся поиметь какой-то профит на этой грустной теме. Это и не плохо и не хорошо в принципе, но мне лично не нравится, ибо не «тру». Вот байкер, который едет на моцыке в коже и с рогами на шлеме — он «тру», ибо он едет на моцыке, а когда приедет, выжрет пива и рыгнёт, как в этой культуре и положено. А эти ребята никакого отношения к крестьянской карельской культуре не имеют, кроме как могут, если хочется, воспроизвести музыкальную составляющую, собранную в экспедициях, или типа того, или на необычном языке наговорить чего-то, а потом перевести и улыбнуться». © PARAM

— Отчасти я согласен с автором этого комментария. Да, то, что происходит – это искусственно воссоздаваемая среда. Но, на мой взгляд, лучше ее восстанавливать искусственно, чем совсем забросить. Мне кажется, и рэп на карельском – это хороший путь к возобновлению языка. Ведь если бы ансамбль «Мюллярит» пел песни в стиле хора бабушек, он бы не стал так популярен и у нас, и в Финляндии. Надо использовать все средства, все стили и жанры. Надо побольше лидеров, говорящих на языке, в  том числе и среди политиков. Вот министр культуры Елена Богданова – молодец, что с любой трибуны говорит на двух языках: на карельском и на русском. Это и есть лучшая пропаганда карельской культуры.

Сантери Добрынин

Сантери Добрынин

Сантери Добрынин исполняет карельские пословицы под пьесу Илкка Хейнонена «Сувениры»:

Фото: из архива Сантери Добрынина

  • Приятно было послушать карельскую речь, с детства не слышала, хотя бабушка и дедушка у меня олонецкие карелы. Сантери, не бросайте это дело.

    Голосовать - 0 | +13 +
    Карелка без языка
    10.4.2013 в 10:21
  • А еще он очень красивый!

    Голосовать - 0 | +4 +
    Машка
    10.4.2013 в 12:40
  • Это не зов природы, это — зов при родах, по-моему.

    Голосовать - -2 | 0 +
    ваганыч
    11.4.2013 в 00:14
  • Сантери! Как хорошо, что Вас интересует национальная культура!

    Это прекрасно, что Ваши кумиры — рок-музыквнты, поющие на карельском. И министр культуры говорящая на карельском.

    А вот Вы хорошо понимаете, что именно говорит министр? И как

    Вы относитесь к ее высказываниям?

    Голосовать - -1 | +6 +
    макс
    11.4.2013 в 17:40
  • человек уважает свою этнокультурную среду и на самом деле он является тоже носителем ультуры и традиций, что особо почитаемо в социуме и к нему конечно складывается доверие, как и к министру, живущему в среде своего народа и глубже понимающему проблемы людей...

    Голосовать - 0 | +2 +
    galina54
    12.4.2013 в 17:19

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие