Интернет-журнал Республика Карелия

Куда уходит старость?

Тимур Базаров 6 февраля 2012
Голосовать -4 | +31 +
Куда уходит старость?

Большинство жителей Карелии открывали историю заграничных путешествий в соседней Финляндии. В 90-е эти визиты были на самом деле открытием нового мира. Мы возвращались с восхищенными глазами и, жуя лакрицу, наперебой рассказывали о чудесах тамошних. Что-то удивляло, многое вызывало восторг, но были и моменты, которые веселили и смешили. 

Летние лыжницы

Мне удосужилось неоднократно слышать о группах финских бабулек, вооруженных специальными  палками для ходьбы и накручивающих километры вдоль трасс. Я, честно говоря, не очень верил в реальность их существования. До первой поездки в Финляндию, пока такая вот компания не проскочила мимо нашего автобуса.

Вот что в этом было смешного? Что такого? Занимаются пенсионерки приятной физической деятельностью, вроде поводом для стеба сие не является. Однако, помню, раньше это казалось… не знаю, чем-то нелепым. Ведь не этим должны пожилые заниматься. Пусть молодые бегают, а старики…

Прошло несколько лет, и мои чувства несколько изменились. Седые бегуньи перестали забавлять, скорее, наоборот, появилось чувство уважения и даже гордости.

Как-то приятно стало думать, что по достижении конкретного возраста человек не становится жалкой культей общества.

И что еще важнее – человек может позволить себе без оглядки на прочих заниматься тем, что душе угодно.

Italiano vero

В Италии же ситуация с пожилыми людьми меня очень удивила. По порядку.

Во-первых, просто очень много очень не юных людей – тех, кому за 80. Причем этих людей можно ежедневно видеть в городе.

Во-вторых, стариков можно по одежде разделить на 2 типа: на тех, кто одет хорошо/красиво,  и на тех, кто одет очень хорошо/очень красиво. Да, и богато.

В-третьих, обращает на себя внимание их социальная активность.

Are you sure? Yes, I’m sciura!

Теперь поподробнее. Есть такая особая категория старушек, которые называются «щуры». В дорогих одеждах, преимущественно темных тонов, с маникюром, макияжем, всяческими модными аксессуарами, редко поодиночке. В сухих итальянских словарях «щура» определяется как «богатая синьора», но этого описания явно недостаточно, чтобы передать тот уровень жизнелюбия, достоинства и способности получать удовольствие и радость от жизни. Очень важно, что ты, встречая такую щуру, не испытываешь неловкости за нелепость персоны. У тебя не возникает ощущения того, что перед тобой неадекватный человек, пытающийся обмануть время. Тут нет того чувства жалостного отвращения, которое вызывает, например, «поддельный юноша» из  новеллы «Смерть в Венеции». Напротив, эти синьоры безмерно органичны и естественны. Не знаю, как это можно лучше объяснить.

Они пропитаны достоинством, способные без паники в свои 80 выглядеть на все 80. (Если бы речь шла о столетних, было бы смешнее). 

На самом деле, гораздо значимее, что эти элегантные старушки не ограничиваются заботой о своей внешности, а ведут обычную социальную жизнь, то есть общаются, выходят на променад, сидят в кафе и ресторанах, гуляют с внуками, посещают выставки и концерты. По магазинам, в конце концов, ходят.

Фото: Анна Каньшиева (Венеция, 2009)

Фото: Анна Каньшиева (Венеция, 2009)

Поразительный интерес

Важно отметить, что не только вышеописанные щуры не теряют жизненной активности. И самые обычные небогатые пенсионеры оставляют наиприятнейшее впечатление. По сути – разница только в богатстве внешнего вида (лука, если угодно). Как-то раз заезжавшая в гости Ермолина не даст соврать – сидели мы с ней в интернет-кафе, пили разные капучино, Наталья отсылала статью, а я тем временем вел душевную беседу с подсевшим дедком. Ему было за 80. Он с явным интересом расспрашивал, откуда мы, узнав, что из России, вспомнил с пиететом всех русских классических композиторов и писателей, рассказывал о себе, об Италии, о культуре, в том числе и современной, в том числе и о медиа-арте (понимаете, о медиа-арте!). Не обошлось и без политики, глобальных тем о смысле жизни, доброте, правде, честности и прочем. И тут важно отметить, что со стороны дедка это не было «подсесть на уши», спасением от одиночества или желанием поучать. Это был увлекательный диалог, открытый (в смысле – с акцентом на новые знания и эмоции), некий культурный обмен. Меня всё это поражает до глубины души.

Еще меня поражает, что они водят машины. Ездят на велосипедах (одно из самых сильных первых впечатлений от Италии осталось от бабушки в роскошной шубе, крутящей педали и везущей в корзинке спереди декоративную собачонку; потом, в связи с регулярностью, подобные синьоры уже перестали привлекать внимание). На всех пляжах всегда загорают и купаются пожилые пары. Группы старичков весело и шумно путешествуют, причем не только в соседние города, но и за границу. Как я уже говорил, на концертах и в музеях без них никак…

А тем  временем…

Те, кто читает мои посты, знают, что сейчас должно начаться драматическое и печальное сравнение с нашими родными пенсионерами. И пойдут невеселые абзацы про то, что у нас и бабушек с дедушками как таковых нет, в основном старики, про бесконечные дачи и неуёмные сериалы, про больницы и беготню между рынками с целью выгадать 78 копеек, про пальто тридцатилетней давности и неидеальное отношение государства к пожилым, про людей, выросших в СССР, и так далее.

Должны бы быть все эти противопоставления, но, пожалуй, не в этот раз.

Для себя в Италии я понял, что старость – это твой личный выбор. И психология старика рождается не после наступления пенсионного возраста, а намного раньше.

В общем, дай Бог всем здоровья, оптимизма и долгих счастливых лет.

Фото: http://todayilearned.co.uk/

  • Буду кратка:

    1) Мои бабушка с дедом прожили у белого моря, в суровых краях долго. Одна только их супружеская жизнь затянулась на 63 года. Всю жизнь были аскетичны и очень при этом радостны. Бабушка в 70 вовсю гастролировала с хором. В 90 лет дед ежедневно пешком гулял по нескольку километров. Очень любил общаться, смеяться, Маяковского читать. Не было у них ни шуб, ни машин, ни пляжей. Но было потрясающее умение ни в чем ни нуждаться и радоваться жизни.

    2) Для полной картины жизни стариков «там» неплохо бы вспомнить Уэльбека с его рассказами о грустных стареющих европейцах или поспрошать многочисленных наших, кто работает в домах призрения. Не в целях сопоставления, а для полноты картины, подчеркиваю.

    3) Противопоставление в твоей заметке и так есть. Никуда от него не деться, видимо. Пока. Полтора землекопа из многочисленных моих знакомых, уехав из России, вполне наслаждаются жизнью, не оглядываясь, чтобы покритиковать родные места. Но, что примечательно, это те полтора человека, которые и здесь оттянуться умели. Не буду цитировать избитого Булгакова. Процитирую Ценципера. Он, правда, не о Карелии, а о Москве, но в действительности и не о Москве, а шире: « Может быть, склонность к депрессиям и резким выводам — вообще свойство нас как культуры, и поэтому нам кажется, что «здесь» всё плохо, а «там» — хорошо. Так что я бы предложил создать специальную организацию, какой-нибудь «Центральный комитет терапевтических воздействий», который бы занимался нормализацией восприятия Москвы ее собственными жителями. Мне кажется, нам нужно посмотреть вокруг себя и увидеть что-то хорошее».

    Голосовать - 0 | 0 +
    Наталья Шилова
    6.2.2012 в 10:29
    • Наташа, спасибо за комментарий, я с тобой очень согласен.

      Твоя бабушка и ей подобные меня восхищают. Дай бог, чтобы подобная активность встречалась чаще. Белое море как бы способствует, там, как ты верно подметила, условия суровы, поэтому твое самочувствие и настроение — дело рук самих, как говорится.

      Уэльбека, как это не странно, я не люблю, но — для полноты картины, согласен, нужно было бы еще добавить данные по разводам в пожилом возрасте, а так же по суицидам, депрессиям и т.д. Скажу кратко — этого, насколько мне известно, очень много. Не писал об этом, поскольку заметка как бы лишь о видимой со стороны картинке + 1 абзац о воспоминаниях.

      Ну и теперь по центральному вопросу. Я и Петро, и вообще Россию люблю до глубины, родные мои практически все, в конце концов, там. И мне бесконечно хочется, чтобы всем стало хоть чуточку, но лучше. Мне кажется, что в России — крайне традиционалистской стране — очень сложно (точнее, долго) перестраивается восприятие и отношение к тому или иному. Если так идет, значит так идет. Точка. И мне кажется это иллюстрирование других возможностей, альтернатив — оно важно и полезно, причем не с критической точки зрения (в которой я тоже особого смысла не вижу), а с подхода именно выбора — а ведь можно и так. А можно и эдак. Я обращаю внимание на какие-то вещи, которые в России меня вообще не трогали, задумываюсь, почему здесь они меня заинтересовали. Описываю.

      Ну и как всегда — каждый находит в тексте то, что он находит. Для меня важен постулат, что старости, как и смерти, нет, для кого-то — критика в сторону родины, для кого-то еще что-то будет. welcome

      Голосовать - 0 | 0 +
      6.2.2012 в 14:47
      Автор поста
    • надоть смотреть неткма блиска но и падале.

      соседок одиноких, бабкиных товарок вспомнить или

      спросить за кого третий тост дед поднимает, за каких таких сгинувших товарищей, кого он не в суе помянул? И выяснится что большинство старух в этом поморском Посаде или Наволоке — одинокииии.

      А стариков то осталось разве ВАШ ДЕД.

      С уважением к нему и его счастливой и красивой жизни.

      И так везде было и всегда или война забрала мужика или труд непосильный либо ж бутылка. От одиночества, многотрудия большухи эти всеж находили время красиво убраться и пригласить соседок на чашку чая. Сам я детстве был частым свидетелем такого время провождения у самовара. Путешествуя в Европе наблюдая и умиляясь тамошними, описаными в статье посиделкам в кафе и рестранах я вспоминаю увиденное в детстве и ей бо, а так ли много отличий.......

      Голосовать - 0 | 0 +
      выходец
      6.2.2012 в 17:45
  • Я в интернете очень часто наталкиваюсь на возмущенные посты молодых, адресованные старикам. В магазинах старики, видите ли, готовы убить за то, что прошел без очереди. В транспорте с мест силком сгоняют, в учреждениях (в частности, в пенсионном фонде!) от них не протолкнуться — короче, все зло от них.

    Апофеозом этой мерзости стал комментарий, прочитанный на прошлой неделе. О старушках у подъезда... Не поленилась, нашла, вот он:

    "Какая тебе, старая перечница, разница, куда, к кому и зачем я пришёл? Надо мне, вот и пришёл. Отчитываться перед тобой я не только не обязан, но ещё и не подумаю. Ты не официальное лицо, не управдом (ха-ха три раза), не сотрудник правоохранительных органов. Я с тобой разговариваю исключительно из вежливости. Другой на моём месте послал бы на три буквы, и ты бы утёрлась. Хочешь вызывать полицию — вызывай. Им я объясню, кто я, к кому пришёл и зачем. И документы покажу, и приятель мой, к которому я пришёл в гости, подтвердит, что всё именно так, как я говорю. А ты, старая кляча, будешь общаться с полицией по поводу ложного вызова. А теперь — пошла вон! "

    Все дело только в этом. Не в уровне жизни, не в возможностях, которые есть (и которых нет) у наших стариков. А в том, что их окружают молодые, эгоистичные сволочи. Потому что человек, который смеет так разговаривать с незнакомой пожилой женщиной только за то, что она «посмела» спросить его, к кому он пришел в ее подъезде, не заслуживает никакого будущего, кроме того, что ждет его после выхода на пенсию.

    Голосовать - 0 | 0 +
    • Адъ.

      Готов понять желание сохранения личного пространства и потребность в частной жизни, но оскорбления и обзывки, причем старших, — фу.

      Голосовать - 0 | 0 +
      6.2.2012 в 16:22
      Автор поста
  • Тема старости — очень животрепещущая в России. Еще и потому что наши старики — люди во многом другой формации, другого образа мыслей. И это не только из-за разницы между поколениями, но из-за конкретной социально-исторической ситуации в стране. У старшего поколения другие идеалы. Они во многом не понимают сегодняшней жизни, а мы не понимаем их. Часто не можем оценить их аскетичности, бережливости, тяге к накоплению. А также доверчивости к посторонним, веры в государство, наивности. И ведь все это даже не потому, что они старые. А потому что выросли и сформировались в тех условиях советского государства — без рыночной экономики, коммерции, глобализма и т.п. Многим нашим бабушкам и дедушкам не понять, как можно тратить деньги на дорогие шубы, украшения, зачем женщине краситься. Если она в молодые годы не знала, зачем это нужно и думала, что это делают только непорядочные женщины, то в возрасте ей точно в голову не придет делать макияж. В общем всем этим я хочу сказать, что наши старики живут совсем не так, как европейские, не только из-за тяжелой российской действительности, но и из-за того, какими они были в молодости.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Зануда
    6.2.2012 в 15:53
    • Да, абсолютно верно. Я именно это и мел в виду в короткой фразе «про людей, выросших в СССР».

      Есть один нюанс — психологический — для многих пожилых людей старость ассоциируется именно с ненужностью, с брошенностью, невостребованностью. Внешние аспекты в той же Европе — это лишь атрибуты, индикаторы того, что люди способны в своем возрасте получать удовольствие от жизни. Символы того, что жизнь на пенсии не закончилась, напротив, наконец настало время позаниматься собой.

      Голосовать - 0 | 0 +
      6.2.2012 в 16:18
      Автор поста
  • Простите за занудство, но раз уж пошла такая тема...

    У нас есть совершенно потрясающие русские бабушки! О них нельзя не сказать, рассуждая на эту тему. Вот здесь Женя Волункова часто пишет о прекрасных представителях зрелой половины человечества)

    У них нужно учиться бесконечному жизнелюбию, чувству юмора, социальной активности, готовности прийти на помощь и многому другому. Я люблю наших стариков, потому что хорошо их знаю. Работа была долгое время связана с разъездами по глубинке, где основное общение происходило именно со стариками.

    До сих пор помню одну чудесную женщину лет 85-ти. Она была слепая. В ее большом доме был идеальный порядок. Она угощала гостей всем, что у нее было. И рассказывая о своей жизни, так заливисто и заразительно смеялась, что забыть это просто невозможно. Когда мне плохо, я всегда вспоминаю ее смех, и становится легче.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Зануда
    6.2.2012 в 16:01
    • Да, Евгения молодец, всегда с удовольствием читаю ее статьи, и про пожилых в частности.

      И у меня прабабушка в свои 98 может и пошутить весело, и поплясать (хотя это уже с трудом), и вообще.

      Это очень важно помнить и говорить об этом, чтобы не складывалось ощущения, что все наши пенсионеры нудные, брошенные и мрачные. Совсем нет!

      И чем больше мы будет освещать, показывать этих самых счастливых бабушек и дедушек, тем больше будет возможности у остальных знать, какие альтернативы тоске и тягости возможны в преклонном возрасте.

      Голосовать - 0 | 0 +
      6.2.2012 в 16:08
      Автор поста
  • Адъ.

    Готов понять желание сохранения личного пространства и потребность в частной жизни, но оскорбления и обзывки, причем старших, — фу.

    Голосовать - 0 | 0 +
    6.2.2012 в 16:22
    Автор поста
  • Спасибо)

    Фильм не смотрел, вот пока только трейлер. Кстати, тут была недавно статья про «трудности перевода». Вот отличный пример с этим фильмом — в России — «Подальше от тебя», в США — «In Her Shoes»))))

    Мне нравятся счастливые люди, 3 года им, 43 или 93. У каждого возраста свои прелести и недостатки, как-то нелепо стыдиться его или прятать.

    Голосовать - 0 | 0 +
    6.2.2012 в 16:38
    Автор поста
  • Все так, просто таких бабушек и дедушек как у Натальи (сам знаю многих в Поморье) больше не будет. А так, прекрасная маркиза — да, кто бы спорил)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    12.2.2012 в 04:16

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие