Интернет-журнал Республика Карелия

Контекст Липовецкого

Голосовать -8 | +65 +
Контекст Липовецкого

Олег Липовецкий – режиссер, актёр, свободный художник. В Петрозаводске он приписан к Центру культурных инициатив, занимается проектной деятельностью, проводит в Медиа-центре «Vыход» тренинги и мастер-классы для творческих людей.  Организовал конкурс новой драматургии «Ремарка», финал которой пройдет 31 марта в Национальном театре. «Золотая вешалка» — неформальный разбор театральных полетов – тоже его изобретение. Он ездит по стране, ставит спектакли и успевает учиться в Москве в Театральном центре им. Мейерхольда в Школе театрального лидера. Любимое слово Липовецкого – «контекст». Мы и разговариваем с ним о жизни и искусстве, которые могут меняться в зависимости от контекста.

Когда-то давно я был студентом и подрабатывал официантом. У меня несколько образований: водитель грузовых автомобилей, недоделанный учитель биологии, актер драмы, режиссер. И дальше учусь. Мир развивается с такой скоростью, что если перестать учиться, то сразу останешься позади. Невозможно не учиться и соответствовать времени.

— Ты хочешь соответствовать времени?

— Конечно, я хочу быть актуальным. Учеба не означает сидения за партой. Человек сам может себя образовывать. Учеба еще важна контекстом – для меня важно, в каком сообществе я учусь.

— И какое общество было интереснее всего?

— Все, в общем, что-то мне дали. В профтехучилище со мной училось 24 человека, среди них у 15 уже были приводы и судимости. По-моему, это была прекрасная школа.

— Как ты туда попал?

— В 17 лет, когда я с успехом не поступил в училище имени Щукина, мне нужно было срочно куда-то деваться, и я пошел в профтехучилище, чтобы права хотя бы получить. Я не жалею – с такими ребятами больше общаться не довелось. Это было мое первое после школы сообщество. И оно тоже было прекрасно.

— Школа жизни?

— Я с куражом поучился, был отличником. На следующий год снова поехал поступать в Щукинское. Хотел почему-то именно туда. В приемной комиссии на меня посмотрели и посоветовали идти в театр «Шалом». «Нет! – говорю, — я к вам хочу!»

— Почему не пошел в «Шалом»?

— Я не знал, что такое «Шалом», а если б и знал – тем более не пошел!

— Максималист?

— Да. В некотором роде даже перфекционист. Страдаю иногда из-за этого. Чтобы не терять времени, в общем, поступил на биофак в университет. Это было мое второе сообщество.

— Закончил?

— Нет. Нет, конечно. Но я очень много хорошего почерпнул. В основном из студенческой жизни. Буянили мы страшно. Каждый год между тем я пытался поступать в Щукинское училище.

— Тебя уже узнавали, наверное!

— Меня уже не брали из принципа (шутка). Я каждый раз доходил до конкурса, кто-то проходил, а я нет. Решил уже завязать с напрасными попытками. И тут увидел объявление о наборе в студию «Творческой мастерской». Говоря откровенно, меня отчислили бы и так из университета. Ботаника и зоология – не моя жизнь совершенно.

Я пошел и поступил легко. Потом я узнал, что кое-кто в приёмной комиссии  сомневался и говорил Ивану Петровичу: «Зачем вы его берете? Ему нечего будет играть. Вы на лицо его посмотрите!»

Но Иван Петрович меня взял. За 4 года мы с однокурсниками стали семьей, но потом время внесло свои коррективы. А на следующий год после получения диплома я все-таки уехал работать в «Шалом». Вышло это абсолютно случайно: зашел в фойе театра, стою, рассматриваю фотографии. Вдруг возникает откуда-то человек – это был худрук театра Левенбук, но я тогда этого еще не знал – и говорит: «Здравствуйте! Вы кто?» Я ему: «Я актер!». Считал себя тогда самым неотразимым и вообще пупом земли. Меня пригласили поработать. Я был горд. Позднее выяснилось, что в театре такая текучка, что постоянно не хватает артистов кордебалета плясать еврейские танцы. Этого я не знал. Окрыленный, я приехал сюда, собрал вещи. Все плакали, прощаясь, я тоже плакал, сильнее всех – я вообще романтик!

У меня была прекрасная машина – старая «копейка». Я ее продал и поменял доллары на рубли. Это был 1998 год. И поехал в Москву. Остановился в гримерке на пару дней, потом планировал снять квартиру. Денег было много, на полгода точно. Но на следующий день случился дефолт. Я прожил в гримерке примерно 4 месяца на стульях. И к этому времени понял, что с театром «Шалом» что-то не то, что я совершил кошмарную ошибку. Решил, что нужно терпеть. Параллельно занимался рекламой. Пошел на курсы супервайзеров в компанию «Грэй», отучился и очень быстро начал подниматься по служебной лестнице. Тогда все очень быстро менялось. Уже через три месяца я поехал возглавлять рекламную кампанию Волгограда и его области по колготкам «Омса», как это смешно ни звучит. Это было в материальном плане очень хорошее время. Зарплата была в долларах.

Но я хотел заниматься театром, и мне в Москве было очень одиноко. Я изнывал и выл на луну. Все удивились, когда я вернулся в Петрозаводск. Но для меня всегда было важно, чтобы рядом были люди, которых любишь.

— Почему ты ушел из актеров в режиссеры?

— Мой первый спектакль «Неспектакль» отметили два человека, которые, можно сказать, и отправили меня в режиссуру – Иван Петрович Петров и Елена Иосифовна Горфункель. Они подтолкнули меня к тому, чтобы я поехал и поступил в институт имени Щукина.

— Добился-таки!

— Да, но на режиссуру. Легко поступил. Мне было очень интересно. Я точно знал, чего хочу от жизни. Потом я учился опять в прекрасном сообществе, где было все – и любовь, и ненависть, и счастье, и горе, и беда. Но самое лучшее – люди, которые любят безумно театр. До инфаркта этим больны. Это утопия – им ничего не нужно: ни деньги, ничего. Сессионное время прекрасно. После окончания института хотел ставить в Петрозаводске. Не получилось – взгляды на искусство не совпали с идеями руководства.

— Почему?

— Честно говоря, я не знаю. В какой-то момент видение театра мое и руководства не совпало. Я даже благодарен, что так случилось. Если бы не было этой катастрофы, не случилось бы и развития. Когда ушел из театра, нужно было заниматься  профессией и зарабатывать деньги, чтобы кормить семью. Я начал всюду ставить. Увидел чудесные театры. Такой образ жизни позволил мне попасть в новый культурный контекст! Сейчас я тесно общаюсь с фронтменами современного театра, с людьми, которые его делают.

— Зачем тебе в таком случае Петрозаводск?

— Ты понимаешь, мне кажется, что у меня есть способности и возможности самому создавать контекст. Не встраиваться в существующую жизнь, а менять все вокруг себя. Мне даже кажется, что это моя миссия. Я болею именно за это место. Этот город счастливый своей исторически сложившейся культурной средой. И сейчас она стремительно разрушается: на глазах рассыпается культурный слой. Поэтому я свою задачу вижу в том, чтобы как-то этот процесс сдерживать. Я хочу, чтобы Петрозаводск был местом силы. Я нацелен на создание в Петрозаводске  магнита, притягивающего людей, которым не все равно, которые хотят творчества….

Я бы не хотел уезжать отсюда. При нынешней глобализации здесь удобно и работать, и жить – Петрозаводск счастлив своей географией: расположен близко к столицам и Евросоюзу. Богом создан, чтобы быть огромной арт-резиденцией. Если говорить об утопии, то вот моя: «Петрозаводск – огромная арт-резиденция».

— Может, тебе хочется здесь всем доказать, чего ты стоишь?

— У меня есть желание заниматься тем, что я люблю, поэтому мы провели конкурс новой драмы «Ремарка», финальная часть которого пройдет 31 марта в Национальном театре. Поэтому я придумал «Золотую вешалку», потом будет еще что-нибудь.

— К чему ты хочешь прийти?

— Сейчас дорога привела в Школу театрального лидера при Центре Мейерхольда. Сейчас я опять попал в очередное сообщество. И вот это уже хороший трамплин для дела. Там 50 человек из когорты, делающей современный театр. Они все время на волне, что-то ищут… Они молодые: от 25 до 40 лет.

— Возраст в театре имеет значение?

— С возрастом человек только набирает, но ему все страшнее экспериментировать. Многие, правда, находят в себе силы разворачиваться и искать в другом направлении.

— Как тебе кажется, чего не хватает сейчас нашему театру здесь, в Петрозаводске?

— Нам не хватает всего. В том числе и публики. Мы ее потеряли. Со зрителем нужно вести свою работу. Театр, за который платит государство, должен воспитывать и вести за собой наверх. В театре должны быть грандиозные успехи и грандиозные провалы. Театр не должен позволять зрителю оставаться равнодушным. Театр должен экспериментировать. А как иначе? В Театре DOC идет спектакль «Солдат». Номинирован, кстати, на «Золотую маску-2013». Он идет 5 минут. Человек моется в душе, выходит, садится, говорит одну фразу и уходит. А люди едут в театр со всей Москвы. Некоторые, получив такое представление, впадают в бешенство.

— Бедные люди.

— Я не говорю, что мне нравится именно такой театр, но человек на этом спектакле выбит из привычных канонов, он начинает думать. Театр либо чувствовать должен заставить, либо думать. Либо и то и другое, как бутусовский  Ричард III в «Сатириконе». Не может быть просто миленького театра. А в провинции, на мой взгляд, тем более. В провинции театр – вообще центр культуры, в большом смысле. Сходить в театр – это ритуал, люди не ленятся туфли сменить, наряд переодеть…

— Вот ты придумал конкурс для драматургов, затеял публичные читки пьес. И думаешь, что зал будет ломиться?

— Я не знаю. Я готов и к тому, что будет очень много зрителей, потому что это действительно интересно, и к тому, что к финалу останется не весь народ. Публику надо любить и растить. Не всё сразу. Это все равно, что сейчас усадить людей, которые смотрят сериалы, смотреть «Антихриста» Триера. И спросить потом: «Ну как?» И привязать их, чтобы  посмотрели до конца. Или фильм Сигарева «Жить». Тоже привязать, а потом спросить. И зритель тебе ответит даже не ртом, а руками – сразу бить начнет. Зато Кустурица, который раньше был не для всех, теперь для всех. Публика растет, что-то принимает, к чему-то привыкает. Я уверен, что и у театра, и у зрителей в Петрозаводске есть огромный потенциал. Всё зависит от выбранного пути.

 

 

  • Кайфовое интервью :)

    Голосовать - -1 | +20 +
    Ёж
    28.3.2013 в 10:46
  • Успехов герою в деле воспитания зрителя. Прочитала с интересом.

    Голосовать - -1 | +18 +
    Татьяна Драгныш
    28.3.2013 в 12:24
  • Олегу – спасибо и успехов в создании культурного контекста. Как хорошо, что кто-то не уезжает, а пытается что-то сделать здесь.

    Голосовать - 0 | +20 +
    И
    28.3.2013 в 13:08
  • Олег не просто человек, он ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!!!!! Очень рада, что он у нас есть!!!!

    Голосовать - -1 | +9 +
    Зима
    28.3.2013 в 13:26
  • Олег Михайлович! С днем театра! Когда уже к нам? Хотим новый спектакль!!!

    Голосовать - 0 | +12 +
    Прокопьевск
    28.3.2013 в 14:15
  • Какое-то несоответствие: на фото взгляд умного человека, а ни одного тонкого суждения о театре в интервью нет. Либо про бабло и колготки, либо пафос и ложная актуализация.

    Голосовать - -20 | +12 +
    Анна Мартыновна
    28.3.2013 в 14:22
  • Спасибо, очень интересно :)

    Голосовать - -1 | +10 +
    Лена1
    28.3.2013 в 14:33
  • Ха! А где Мартыновна там увидела пафос — то? И где там про бабло? Такое ощущение, что другое интервью человек читал, поэтому и несоответствие.)))) Так можно о чём и о ком угодно сказать. Ой, мол, не тонко... А по моему, всё правильно сказано.

    Голосовать - 0 | +14 +
    художник
    28.3.2013 в 15:09
  • Присоединяюсь и подписываюсь под сказанным. Особенно о разрушении культурного слоя. Ещё немного, и в Петрозаводске не останется нормальных людей. А в театрах будут играть засиженные мухами спектакли для бабушек.

    Голосовать - 0 | +10 +
    Юля Ш.
    28.3.2013 в 15:22
  • В Петрозаводске полным полно талантливых людей и людей нормальных. А пафос-это когда ощущаешь в себе способность «растить публику», «у меня есть способности и возможности самому создавать контекст», «это моя миссия»

    "Но надо жить без самозванства,

    Так жить, чтобы в конце концов

    Привлечь к себе любовь пространства,

    Услышать будущего зов. " (Борис Пастернак)

    .

    Голосовать - -16 | +10 +
    Анна Мартыновна
    28.3.2013 в 15:46
  • Оооо, Анна Мартыновна, да ведь Вы врете сейчас. И Пастернаком пользуетесь... как камуфляжем для Вашей агрессии. Вы ведь выдернули слова из статьи.) Олег не говорит, что ощущает в себе способность растить публику. Он говорит о том, что ее нужно растить. И я с ним согласна на все сто. Причём, надо растить с самого детства. Ещё он говорит : "МНЕ КАЖЕТСЯ, что у меня есть способности и возможности самому создавать контекст. " Что в этом плохого? Я давно знаю Олега и работала с ним. Он действительно обладает способностью зажигать людей, объединять их в творчестве, придумывать интересные проекты. То есть — создавать контекст. Это что ли плохо? Про миссию, так я вообще, не понимаю в чем претензия? Ведь миссия — это то в чем видишь свое предназначение. Есди человек осознает смысл своего существования — это плохо? И по поводу использования Пастернака. Вы видите самозванство? В чем? Олег кого то обманул? Представил себя не тем кто он есть? По моему, как раз наоборот был искренен. И что важно, не скрывал своего имени. В отличие от тех, кто пользуется именем Пастернака.

    Голосовать - -2 | +14 +
    Владимир Королев
    28.3.2013 в 16:30
  • Извините.))Писала предыдущий пост с чужого компьютера, а там в автозаполнении имя хозяина. Поэтому, конечно, не Владимир Королев.)))))

    Голосовать - -2 | +3 +
    Светлана
    28.3.2013 в 16:35
  • По официальным данным половина выпускников школ уезжает из Петрозаводска. Из Петрозаводска уезжают талантливые художники и артисты. Население Республики и города неуклонно сокращается. И, причём, большими темпами. Талантливых ещё много. Пока много. Так что- всё хорошо. Ещё есть кому уезжать... Всё хорошо...

    Голосовать - 0 | +13 +
    статистика
    28.3.2013 в 17:03
    • Переезды -совершенно естественный процесс.

      А то, что есть режиссёр, способный сформулировать сверхзадачу, — так это счастье. Не злитесь, ревнивцы!

      Голосовать - -7 | +13 +
      Татьяна Драгныш
      28.3.2013 в 17:38
  • Переезды — это хорошо. Переезды — это когда кто-то уезжает, а кто-то приезжает. К сожалению, в нашем варианте, в основном, уезжают.

    Голосовать - 0 | +9 +
    статистика
    28.3.2013 в 17:42
  • Олег, Спасибо Вам за Ваши роли в театре «ТМ». Жаль, что Вы ушли. Спасибо за Ваши режиссёрские работы и за полезные для театра начинания. Рады Вашим успехам. Следим за Вашим творчеством.

    Голосовать - 0 | +8 +
    Зритель
    29.3.2013 в 10:05
  • Олег Михалыч! Так держать! Собаки лают — караван идёт! Вода камень точит!

    Голосовать - 0 | +8 +
    Друг
    29.3.2013 в 10:23
  • Идём на «Ремарку»!!!

    Голосовать - 0 | +6 +
    Зрители
    29.3.2013 в 13:36
  • Ой. А что это?

    Голосовать - -1 | +1 +
    Ой.
    29.3.2013 в 13:48
  • Вот что:

    vk.com/remarka.karelia

    Голосовать - 0 | +5 +
    Зритель
    29.3.2013 в 14:02
  • Олег, почему Ваш спектакль с Викторией Федоровой не участвовал в «Онежской маске»? Был бы явный фаворит.

    Голосовать - -1 | +8 +
    Ольга
    29.3.2013 в 15:47
  • И интервью хорошее, как всегда у Анны, и герой интересный. Я не понимаю ворчания.

    Голосовать - -1 | +16 +
    Р. Мустонен
    29.3.2013 в 18:56
    • И я не понимаю)) Казалось бы, радуйтесь, вот ОН)))

      Голосовать - -5 | +10 +
      Татьяна Драгныш
      29.3.2013 в 21:14
  • Фронтменами театра в этой стране были только три человека: Станиславский, Мейерхольд и Таиров. Остальное от лукавого.)))))

    Голосовать - -3 | +2 +
    М.Готье
    31.3.2013 в 14:50
  • Фро́нтмен (англ. frontman) — участник музыкальной или творческой группы, к поведению на сцене, образу жизни которого приковано больше всего внимания. Часто фронтмен является лидером и руководителем группы (однако может им и не быть, а лишь представлять собой «лицо» группы). Так что, от лукавого — это безапеляционное, ошибочное, но претендующее на истинность высказывание. Если же говорить о ряде фамилий, который лишь начали Вы, то его можно дополнить такими именами, как М. Чехов, Е. Вахтангов, В. Немирович,, Захава, Кнебель, Гончаров, Эфрос, Захаров, Товстоногов, и ещё много имен. Каждый из них, в разной степени, но вносил в русский театр свою эстетическую и художественную правду. Если бы у русского театра было всего три фронтмена, да и те — сто лет назад, театра бы в России не было.))))))

    Голосовать - 0 | +3 +
    Глеб Сергеев
    1.4.2013 в 08:09
  • Спасибо за «Ремарку». ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. Надо и дальше так.

    Голосовать - 0 | +1 +
    В.В.
    1.4.2013 в 09:38
  • Продолжени цитаты из Википедии:

    "Термин часто используется при обозначении персоналии из сферы, не связанной с шоубизнесом. Фронтменом могут называть лидера политической партии, страны, идеологии. Например, лик Че Гевары является образом фронтмена перманентной революции. "

    Фронтмены театра- Станиславский, Мейерхольд, Таиров.

    В чём ошибочность суждения?

    Голосовать - -3 | 0 +
    А-а
    1.4.2013 в 15:02
    • По-моему, после фразы «лик Че Гевары является образом фронтмена перманентной революции» обсуждать употребление слова «фронтмен» в русском языке в высшей степени бессмысленно.)

      Голосовать - -2 | 0 +
      Анастасия
      1.4.2013 в 20:54
  • То, что только они, а всё остальное от лукавого. Они были фронтменами, а стали, к сожалению, иконами.

    Голосовать - 0 | +2 +
    Глеб Сергеев
    1.4.2013 в 19:58
  • Можно обсуждать : нужна ли творцу скромность или нет; можно пожонглировать терминами ; можно поговорить об истории театра- но это всего лишь слова. Так же как и интервью- тоже только слова. Где можно познакомиться с творчеством интервьюирумого? Посмотрим- обсудим.

    Голосовать - -2 | 0 +
    А.М.З.
    2.4.2013 в 13:15
  • Ерунда какая — то... При чем тут скромность... Это, вроде, интервью ... И, вроде, человек нигде в нем не говорит, что он гений и что то, что он делает — гениально... Говорит о своей цели. А по поводу посмотреть, так он не кино снимает. Идите в нац. Театр — смотрите. А вообще, город его спектакли видел. Театралы знают. Либо махните в Сибирь посмотреть. Либо в интернете статьи почитайте. Ну, и на Ремарке, надеюсь, были...

    Голосовать - 0 | +1 +
    Завлит
    2.4.2013 в 22:37

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие