Интернет-журнал Республика Карелия

С исламом и иманом

Голосовать -2 | +95 +
С исламом и иманом

Марина Джукурова — из Грозного. Когда ей было семь, началась первая чеченская война. И семья Джукуровых, как и многие другие чеченские семьи, вынуждена была бежать из родного города. Сейчас Марине 24. Она  живет в Петрозаводске и работает медсестрой. Когда говорит о родине, улыбается и мечтательно вздыхает. Марина очень хочет домой: в Карелии, к сожалению, она так и не смогла найти свое место.

В Грозном у нас был свой дом. В частном секторе. Мы там жили всей семьей, включая дедушку и бабушку. Когда началась война, я только закончила первый класс. Никого из одноклассников не помню. У меня даже нет общей фотографии со школы.

Так сложилось, что в молодости папа служил и работал в Карелии. В Петрозаводске у него была квартира. Так что нам было куда уезжать. Бабушка с дедушкой  никуда ехать не захотели. Как мы их ни уговаривали, все впустую: не бросили свой дом. Так что уехали дети с папой, а мама осталась со стариками. Позже она приехала к нам: бабушка со слезами уговорила ее оставить их и уехать из этого ада.

— Я благодарю Аллаха за то, что не видела крови, трупов. Не видела, как взрываются дома. Но когда я об этом думаю, становится очень страшно. Каково было людям? Как они это пережили?

В петрозаводской школе я впервые узнала, что между мной и другими детьми есть разница. Что они — русские, а я — чеченка. В Грозном я даже не подозревала, что люди как-то делятся... Хотя там ведь жили русские, очень много русских. Я дружила с русскими детьми. Помню, очень любила соседку, тетю Зою. Мы с сестрой часто бегали к ней пить чай с блинчиками...

В петрозаводской школе меня обзывали, дразнили. Я не жаловалась родителям, терпела. Один только раз папа совершенно случайно узнал от одноклассницы, что меня мальчик дразнит чеченкой. Папа всегда меня защищал, поэтому пошел в школу «поговорить» с мальчиком. Больше он меня не дразнил.

Мой папа в Грозном был преподавателем труда. Мама занималась домом. Здесь родители стали частными предпринимателями. Я восхищаюсь умом своего отца. Он начитанный, с феноменальной памятью. Если что-то нужно узнать, можно не делать запрос в Интернете — папа все расскажет. Сейчас мама с папой хотят домой. Устали.

Мы ездили в Грозный каждое лето. Бабушка с дедушкой выжили, несмотря на голод. Аллах уберег. И дом тоже остался цел. А ведь многие возвращались к фундаменту... Помню, как тяжело мы каждый раз добирались: через Нальчик, Ингушетию... Прямой поезд ведь не ходил. И эта жара, эти долгие, бесконечные, мучительные посты... Потом, наконец, запустили прямой поезд Грозный — Москва, я  плакала, когда мы впервые въезжали  на нем в город. Было так приятно: жизнь возрождается! И даже разрушенные здания вызывали радость! Я вообще в детстве всегда плакала, когда мы подъезжали к дому. И когда уезжали, тоже плакала. Плаксивая была.

В Петрозаводске я закончила медицинский колледж — отучилась на медсестру. И решила: пора домой. Работать, устраивать свою жизнь. Родители меня отпустили. Я приехала и стала искать работу. У нас ребята, получившие образование не в Чечне, очень котируются. Да и кадры нужны. Так что я ехала домой радостная: думала, буду приносить родине пользу. И очень разочаровалась, познав нашу убитую, насквозь коррупционную систему здравоохранения. Суть такая: нет денег, нет того места работы, о котором мечтаешь. Я с трудом смогла устроиться в Грозном в Детскую республиканскую больницу. Три месяца просидела с детским невропатологом. Карточки заполняла, много было разной писанины. Работа не устраивала: было жалко, что теряю свои навыки, понимала, что могу больше. И я уволилась. И больше никуда не смогла устроиться, везде нужно было заплатить. А ведь и зарплаты очень небольшие! Откуда брать деньги? Да и противно это все... Ума не приложу, куда деваются выпускники наших колледжей?

Сейчас Грозный отстроили заново. Люди возвращаются в свои квартиры. Даже русские. Стала замечать, что в поезде Москва — Грозный много русских. Кто-то отдыхать едет, кто-то домой, кто-то к родственникам, друзьям в гости. И туристы приезжают, уже никто ничего не боится. И все равно это уже не тот Грозный, который был раньше. След войны остался. И покалеченность чувствуется во всем. В организации всей жизни.  Выживают только те, у кого бизнес. Кто может ездить в Турцию за товаром и потом продавать втридорога. В  наш торговый район обычные смертные даже не ходят — такие заоблачные цены.

Когда я вернулась в Петрозаводск, сразу устроилась в Республиканскую больницу в отделение недоношенных детей. Здесь и работаю. По сменам. Это адский труд. Кадров не хватает, мало желающих идти на такую работу. Много детей, к каждому нужен свой подход.  И зарплата небольшая. Но в сравнении с тем, что было в Грозном, здесь устраивает все.

Здесь у меня нет ничего, кроме дома и работы. Хочется общаться со своим народом. И мне же нужно устроить свою личную жизнь! А замуж я выйду только за чеченца. В нашей семье никогда не было по-другому. Так, чтобы девушка вышла не за чеченца.

Как-то на практике один человек в больнице услышал, что я чеченка. Стал расспрашивать, что да как, и, когда узнал, что живу в Карелии уже 16 лет, выразил недоумение: как же я не русифицировалась за это время? Не мог понять, как я живу здесь по своим обычаям. А это и необъяснимо. Моя семья соблюдает Священный пост. Мы не встречаемся так, как русские люди.  Выходить замуж я должна из своего родного дома. Свадьба, разумеется, тоже будет «по-нашему».

Я мечтаю о семье, детях. Чтобы встретить хорошего человека, который меня устроит, моих родителей. С исламом и иманом, как у нас говорят. В имане заключено все: религиозность, воспитание. Что еще может быть важно для женщины, как не быть рядом с религиозным мужчиной?

Всякие истории рассказывают о том, как чеченская девушка влюбляется в русского парня. Да, такие случаи действительно есть. Мне много раз задавали вопрос о том, могла бы я выйти за русского? А я просто никогда не рассматривала «нечеченца» как потенциального молодого человека. Потому что ни моя семья, ни родственники никогда этого не примут. Здесь же с чеченским парнем познакомиться нереально. Мы как-то вместе не собираемся.

Если я куда-то хочу пойти, должна у папы спросить разрешения. Одобрит — пойду. Нет — перечить не буду. В ночные клубы не хожу. Мне нельзя, да и не интересно... Я не пью, религия не позволяет. Танцевать можно и дома. Мне нравится: иногда музыку включу и танцую. В кино могу пойти с братом и сестрой или подругой. В выходные хожу в гости к знакомым. Но чаще сижу дома: убираюсь, готовлю... На книжки времени нет. Сейчас читаю «Жизнь Пророка Мохаммеда», никак дочитать не могу... Стыдно.

Достойная девушка — та, которая ведет здоровый образ жизни. Не хамка. Не беспорядочная, уважает себя. Я сейчас не имею в виду то, что вот мы хорошие, а русские девушки непорядочные. Просто... мне вашего поведения не понять. Хотя и среди вас встречаются достойные.

Очень хочу домой. Душа рвется. Где-то там меня ждет моя половинка... В августе у меня будет отпуск — поеду в Грозный. Поживу там, подумаю о жизни, о том, как мне дальше быть, что делать.

Под конец нашей с Мариной беседы в квартиру заходит моя мама. Заглядывает на кухню — Марина привстает с табуретки. 

— Это у меня привычка. Первое время я и на работе подскакивала, когда кто-то в палату входил... Это чеченский обычай: если старший входит — надо встать.

  • И тут неладно, и там нехорошо.

    Голосовать - -2 | +2 +
    Другая Ольга
    18.6.2012 в 08:50
    • А по-другому и не может быть после того, что было.

      Голосовать - 0 | +1 +
      Анастасия
      18.6.2012 в 10:12
  • Хорошая девушка. Грустная история. И жизнь у нее кажется грустная... Трогает такое сильное стремление домой (ведь за годы можно было бы и здесь освоиться!), трогает повиновение отцу и традициям. А если не уехать на родину? Вот никак. То что, всю жизнь без мужа и детей?

    Голосовать - -1 | +11 +
    Герда
    18.6.2012 в 08:50
  • да, трогательное интервью.

    большая гибкость и открытость — вот выход, который я вижу для этой девушки. Ведь если уедет, там создаст семью — боюсь, ей будет не хватать нашей вольности.

    Голосовать - 0 | +5 +
    kex
    18.6.2012 в 10:50
  • У нас есть знакомая чеченская семья, они тоже оказались в Карелии вынужденно, как и множество подобных. В этой семье тоже соблюдают традиции. Как правило, устройством личной жизни детей занимаются родители. У наших знакомых четверо сыновей. Недавно старшего женили. Это выглядело так: сначала в переговоры вступили родители будущих жениха и невесты. Когда обе стороны договорились, парню, наконец, показали фотографию девушки. Это процедура довольно формальная, поскольку он сразу сказал своей матери: «Как ты скажешь, так и будет». Тогда из Чечни приехала невеста. Свадьбу справили здесь, но с соблюдением всех правил. Живут молодые тоже здесь, уже родился ребенок.

    Почему родители Марины не выдадут ее замуж?

    Голосовать - 0 | +1 +
    Ю. Громова
    18.6.2012 в 10:52
    • сейчас родственники маящегося жениха какого-нибудь прочтут и начнут мосты дружбы наводить с её родственниками. контакты Марины Джукуровой, как я понимаю, в редакции.

      Голосовать - 0 | 0 +
      param
      18.6.2012 в 11:16
  • Да, это было бы славно :)

    Голосовать - 0 | +2 +
    Герда
    18.6.2012 в 11:23
  • Да девушка хорошая! Но за наших — русских девушек и обидно и стыдно((((Если бы наши не расстеряли православные обычаи(((то были бы не менее порядочные!

    Голосовать - -11 | +8 +
    Лидия
    18.6.2012 в 11:30
    • К счастью, русские уже преодолели религиозный фундаментализм много десятилетий назад. В отличие от горных племен, находящихся на переходе от дикости к варварству.

      Голосовать - -5 | +10 +
      headhunter
      19.6.2012 в 15:28
  • ещё интересно, что папа хулигану в школе сказал

    Голосовать - -1 | +8 +
    param
    18.6.2012 в 12:00
  • Спасибо за статью. Стыдно за тех, кто издевался над девушкой в школе. Может поэтому и трудно представить себе брак с местным парнем, зная, что окружение не принимает чеченцев?

    Голосовать - -2 | +5 +
    Карелка
    18.6.2012 в 12:06
    • «мальчик дразнит чеченкой». «Чеченка»– обзывка что ли....Почти по Довлатову: «искренне считал, что еврей – это ругательство» :(

      Голосовать - 0 | +13 +
      И
      18.6.2012 в 12:32
  • «...мне вашего поведения не понять». Стыдно. Даже русским уже не понять...

    Голосовать - -4 | +1 +
    И
    18.6.2012 в 12:28
  • в нашем детском саду из года в год растут чеченские дети.привыкают, на утренниках выступают.дружат со всеми.а вот в школе всё меняется..жаль.ой, да и любого могут притеснять, если не уследят учителя.

    Голосовать - 0 | +2 +
    natalya
    18.6.2012 в 13:28
  • Обычаи это конечно хорошо, но искать свою половинку по национальному принципу на мой взгляд недопустимо.

    Так же как у нас в обществе, делят на «русских» и «не русских», так и эта милая девушка среди претендентов делит на «чеченцев» и «не чеченцев».

    Так к чему же эти рамки???

    Если два человека по-настоящему любят друг друга то разве национальность может быть для них помехой???

    Голосовать - -3 | +14 +
    karabaskov
    18.6.2012 в 13:35
  • Сразу оговорюсь, что писать буду общо, а не конкретно на предмет героини.

    Мне, вот, как-то обидно стало за наших девушек. Нормальные они, хорошие. Мне, вот, например, эта невнятная мебель или бытовая техника, которая в исламе почему-то именуется женой, нафиг не нужна: у меня есть посудомоечная машина, стиралка и т.д. Сосалку и рожалку тоже можно приобрести, не обременяя себя узами брака. Хочется видеть рядом с собой личность, а не жертву религиозного воспитания, будь то исламского или православного. А наши то девушки как раз самое то — лишены религиозно-патриархальной составляющей, но ещё не испорчены нездоровым феминизмом. Они идеальны! А красивы то, красивы! :-)

    А героине счастья и скорейшего возвращения на родину!

    Голосовать - -6 | +15 +
    Sokolov Anton
    18.6.2012 в 15:13
    • В борьбе квасного патриотизма и мужского шовинизма победу одержал патриотизм. Ю-хуу!

      Голосовать - -13 | 0 +
      Анастасия
      18.6.2012 в 15:39
  • Антон ((((

    сосалки..рожалки

    Голосовать - -2 | +2 +
    М Г
    18.6.2012 в 15:23
    • Марина Галаничева, Вы, должно быть, меня не правильно поняли, т.к. я написал грубо и хамовато. Я имел ввиду, что в результате ортодоксального религиозного воспитания из человека, независимо от пола, вырастает функция (рожалка, стиралка, сосалка и т.д. ), а не личность. ИМХО, конечно. А русские девушки в массе — личности, и мне неприятно, когда их поносят да ещё и в угоду инородцам!

      Голосовать - -1 | +16 +
      Sokolov Anton
      18.6.2012 в 18:20
  • Мде, забавно, с одной стороны — обижается, что смотрят не так, из-за того, что чеченка, с другой — сами смотрят косо на всех остальных. Вообще наибольшую ксенофобию испытывают как раз народы, которые сами стараются быть замкнутыми — что евреи, что цыгане, что те же чеченцы

    Голосовать - -1 | +14 +
    asdf
    18.6.2012 в 15:25
  • Девушка, с рождения воспитанная в определенных традициях, не вольна в своем выборе. Полюбить русского для Марины было бы трагедией. Ее счастье, что она даже не допускает для себя такой возможности. Стать изгоем в своей среде, отщепенцем среди родных — горе. Это трудно понять, не вникнув, но у чеченских женщин на самом деле нравы далеко не такие вольные, как у русских, даже если они волею судьбы оказались в России . А «развал устоев» Марине явно не по плечу, да и не по нраву. Но, между прочим, в их образе жизни есть свои преимущества. Пусть чеченки не принимают решений — это удел мужчин — но зато они и не несут ответственности. В покорности своей доле есть определенные преимущества.

    Голосовать - -9 | +12 +
    Ю. Громова
    18.6.2012 в 15:42
    • Ага, быть рабом легко и приятно.

      Особенно когда есть самооправдание в виде врожденной принадлежности к соответствующей расе... или полу.

      Голосовать - -2 | +13 +
      headhunter
      19.6.2012 в 15:25
  • Я наверное конченый романтик, верящий в настоящую любовь.

    Считаю что человек должен быть абсолютно свободен в выборе.

    Традиции уважать нужно, но жить лучше по уму и сердцу.

    А если жить строго по таким традициям, то жизнь превратиться в одну бытовуху, по заранее написанному сценарию.

    И вообще, множество религий даны человечеству, чтобы легче было управлять обществом. А Бог есть и он один. И для того чтобы чувствовать связь с Богом необязательно ходить в церковь, ведь он в нас самих.

    Голосовать - -1 | +14 +
    karabaskov
    18.6.2012 в 18:10
  • Ничего, кроме уважения, позиция этой чеченской девушки у меня не вызывает..Но..Опять двойные стандарты..Чеченские мужчины запросто женятся на русских девушках, уж не говоря о простых гулянках! Алкоголь? Легко! ОПГ по нац.признаку? Да везде!....Тем более неприятно, что стоит чеченке влюбиться в русского эти же криминальные алко-донжуаны первыми ее и осудят.. А Марине, безусловно, респект!!))

    Голосовать - -1 | +12 +
    Владимир И.
    19.6.2012 в 10:35
  • Замуж надо бы за порядочного человека, и — детей, тогда вся тоска по родине, шелуха о чеченцах и нечеченцах из головы выветрится.

    Голосовать - -3 | +25 +
    Лариса Красавцева
    19.6.2012 в 11:14
    • Согласен! Будет счастлива здесь, с порядочным м.ч. и не важно какой национальности, родит детишек. Отпуск будут проводить в Чечне. Родители если любят свою дочку, поймут. И все эти мысли развеяться сами собой. Девушка обязательно обретёт своё счастье.

      Голосовать - -4 | +18 +
      karabaskov
      19.6.2012 в 11:56
      • да не хочут они никаких ваших-наших порядочных, чёрным по белому написано, а вы тут про чувства да любови

        Голосовать - -14 | +7 +
        param
        19.6.2012 в 13:06
  • Есть важный момент, который вызывает уважение: Марина говорит (по крайней мере, так получилось в интервью) только о СВОЕМ ЛИЧНОМ выборе. Без осуждения. Просто — «мне не понять». Это нормально.

    И очень печально, когда какое-то поведение пытаются сделать общеобязательным и принудительным. «Ах, мы отошли от православных обычаев, иначе наши девушки были бы обязаны быть несамостоятельными, покорными и домашними клушами, а кто не согласен — тем можно было бы мазать ворота дегтем».

    Есть чеченские девушки, которые хотят жить по-другому, по западным стандартам. Со временем продвижения цивилизации на Кавказ их будет становиться больше. Конечно, всегда останутся сильно религиозные люди, которые будут жить вот так или даже намного строже — они и на Западе есть. Но это уже не будет общеобязательным или даже господствующим стандартом.

    Голосовать - 0 | +22 +
    headhunter
    19.6.2012 в 15:40
  • Мариночка, ты умница, и красавица! :-) )

    И очень важно то, с какой любовью и нежностью ты говоришь о маме и папе.

    Знай, что всё у тебя будет: и любовь и детки.

    Ты заслужила свое счастье. Только наберись терпения, и всё придет.)) А.В.

    Голосовать - -1 | +6 +
    Анна
    19.6.2012 в 20:25
  • Между прочим, тотальная коррупция в Чечне, о которой говорит героиня и масштабы которой мы в Карелии, при всех наших проблемах в этой сфере, даже представить себе не можем, как раз обратная сторона того кланово-патриархального, практически феодального строя, существующего на Северном Кавказе. Девушка, выросшая в иных условиях, уже другая, раз не смогла там прижиться. Я бы лично ей посоветовал все-таки побольше книжек читать, и не только про жизнь Пророка.

    Голосовать - -2 | +7 +
    Никс
    20.6.2012 в 19:21
  • Дал йоахае хьо, Дал аьттув боккхалба хьа! Они нас не поймут...не обращай внимания!

    Голосовать - -20 | +3 +
    Ингуш
    21.6.2012 в 03:07
    • Давай, до свидания

      Голосовать - 0 | +6 +
      не ингуш
      25.6.2012 в 10:34
    • .. а что ж тут непонятного? у всех народов такое было: мы — люди, а остальные — не совсем люди.

      Голосовать - -1 | +1 +
      Сергей
      25.6.2012 в 21:04
  • Мое уважение Марине!

    За честность и чувство собственного достоинства.

    И за смелость.

    Вот все это — как раз то, что все приличные люди поймут.

    Марина, вот на это обратите внимание! Нет «плохих» народов или

    религий. Есть люди, которые достойны уважения. Или не достойны.

    Вы — достойны.

    Голосовать - -1 | +15 +
    Здоров, звукорежиссер
    22.6.2012 в 12:54
  • Извините, я не понял. Как это сочетается, с одной стороны — только в Карелии она узнала про отличия русских и чеченцев, а с другой этот проникший в кровь, мозг и менталитет махровейший национализм: замуж только за чеченца. Я понимаю, были бы религиозные мотивы — только за мусульманина.. или культурные — только за человека с Кавказа.. но вот этот бытовой нацизм.. потому им, чеченцам, так и легко, и трудно одновременно — друг за друга горой, но в общество встроиться не могут.

    Никаких претензий к самой девушке, поймите меня правильно.. она ж не виновата, вот в таком национальном менталитете.

    Голосовать - 0 | +6 +
    Сергей
    25.6.2012 в 21:02
  • Трудные люди.Где искать

    Голосовать - 0 | 0 +
    Artur
    2.3.2013 в 07:25
  • Комментарий удален за оскорбления и разжигание межнациональной розни.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Этническая Русская
    4.6.2013 в 15:45
  • Комментарий удален за оскорбления и разжигание межнациональной розни.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Этническая Русская
    4.6.2013 в 15:49
  • Комментарий удален за оскорбления и разжигание межнациональной розни.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Этническая Русская
    4.6.2013 в 15:51
  • если б РФ было правовым государством я бы в суд подала на нее за оскорбление русской нации и на других комментаторов

    по своей азиатской манере думает что русские это коллектив

    Слава Богу что мы уже на другой стадии каждый за себя отвечает а не за всех соотечественников

    она фактически вежливо оскорбляет

    очень смешны ее разговоры о достоинстве

    да она понятия не имеет что такое достоинство

    Голосовать - 0 | 0 +
    Женя
    31.12.2013 в 17:08
    • Раз уж вы такая разборчивая, так расскажите же, что такое достоинство!?

      Голосовать - 0 | 0 +
      Зина
      22.3.2014 в 23:51

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие