Интернет-журнал Республика Карелия

«Школа – это образ жизни»

Юлия Троицкая 2 февраля 2011
Голосовать 0 | 0 +
«Школа – это образ жизни»

Маленький Сережа Невский, похожий на мальчонку из советского мультика, жил в глубинке и ходил ко мне заниматься в театральную студию. Не один год. Более уморительного персонажа не припомню! Потом Сережа вырос, поступил в педуниверситет и окончил его с красным дипломом. Пошел работать в школу № 9 им. И. С. Фрадкова. И заодно — учиться в аспирантуре и преподавать диалектологию в университете.

— Давай сразу уточним — я победил в городском конкурсе «Учитель года» в номинации «Дебют». А по-другому и быть не могло: я на момент конкурса всего 6 месяцев в школе отработал...

— И уже так успешно дебютировал... К чему теперь это звание тебя обязывает?

— Думаю, я должен теперь представлять свой опыт на город, проводить открытые уроки, мастер-классы и тому подобное ... И надо готовить себя к учителю года во “взрослой” номинации.

— Дети твои как на победу отреагировали? Они за тебя болели?

— Ученики не просто болели за меня, они помогали мне делать презентацию для хобби-шоу и присутствовали на концерте!

— Сложный конкурс был? Сколько этапов?

— Три. Первый – эссе о становлении личности молодого педагога в наши дни, второй – открытый урок в незнакомом классе, третий – так называемое хобби-шоу.

— Ну, эссе ты наваял без труда...

— Да. А для открытого урока в шестом классе лицея №1 взял необычную тему: ”Курица на курице – а хохол на улице”. Строительная лексика русских говоров Карелии. Диалекты, в общем. Мы во время урока дом строили и изучали, как его части в народе зовутся. По-моему, детям понравилось! Они мне хлопали, когда урок закончился. Комиссия поразилась – первый раз в конце открытого урока дети педагога аплодисментами благодарили!

— А свой первый урок помнишь?

— Как сейчас. Нараздавал всем «пятерок» со страху. Потом две недели вообще оценок не ставил, разбирался — что к чему, кто на что способен... Наверное, тогда хотелось сразу любовь купить. Это я теперь уже понимаю, что дети учителя любят не за «пятерки». Они же так все улавливают, почище детектора лжи — как ты настроен, готов ли к уроку, во что одет даже! Приходится быть то строгим, то добрым, то объективным, то нет: иногда я оценку завышаю, чтобы поддержать человека.

— А в твоем школьном дневнике каких больше оценок было?

— «4» и «5»! Но это единственное, чем я могу гордиться — в моем дневнике места живого не было от замечаний по поведению. Это были два персонажа «оторви и выбрось» — я и моя подружка Машка Васильева. Мне все прочили актерское будущее — или, говорили, в крайнем случае учителем будешь. А теперь я «два в одном» — потому что, считаю, это две профессии смежные. Педагог обязательно должен быть артистом — в хорошем смысле, иначе он «пролетит» и в плане подачи материала, и в личных отношениях с ребятами...

— А как ты, кстати, эти личные отношения контролируешь? У тебя в школе, поди, фан-клуб есть?

— Ой, брось ты! Ну, может, поначалу там пытались заигрывать девчонки, записки писали — а сейчас уже все поняли, что Сергей Анатольевич — дядька серьезный, за красивые глаза оценок не поставит.

— А как становятся отличниками? Это вот чья заслуга — родителей, педагога или ученики такие сознательные? Я сама в начальной школе ничего выше «тройки» домой не приносила — а в среднем звене исправилась, причем никто особенно меня на это не настраивал, сама как-то…

— Да я тоже сам как-то. Мне тоже никто таких установок не давал: давай, будь лучшим. Мне родители только всегда говорили: хочешь — учись, не хочешь — твое дело, это тебе прежде всего нужно, а не нам. И я еще как-то умудрялся при всей своей гиперактивности уносить что-то с уроков, материал в голове укладывался. А вот сейчас выпускаю 11-й класс, так у многих одна мотивация – сдать ЕГЭ, не все понимают, что школьная программа – путевка во взрослую жизнь.

— Получается, образовательный процесс — это рутина? И для педагога, и для класса?..

— Для педагога — не всегда. Вот был у меня в 10-м классе урок по лирике Тютчева. Я хорошо подготовился, принес записи — романсы его известные. И очень внимательно их прослушал, и проговорил весь урок сам с собой. Да можно, можно их настроить! И порядка на уроках можно добиться. Это немалый труд — ну а кто сказал, что должно быть легко?

— Ты кричишь на детей?

— Бывает... В университете сколько раз нам говорили, что кричать нельзя, но бывают моменты, когда тебя просто не услышат, если ты не повысишь голос.

— А то, чему обучают в университете, и то, с чем в школе сталкиваешься...

— ... это разные вещи. Выхода на практику в школу всего лишь на 2 месяца (на четвертом и на пятом курсах) очень мало. А организационные моменты… Я о них даже не подозревал! Классный журнал я в первый раз заполнил неправильно — помню, как чуть не заревел, когда получил за это нагоняй, и сколько пришлось переделывать заново! Сколько отчетов надо сдать, по каждой контрольной отчитаться: средний балл высчитать, процент качества. А если учесть, что математика — это не то, чем я могу гордиться, мне приходится пересчитывать не по одному разу. Составить план по воспитательной работе на 10 страниц, потом по этому плану отчитаться — еще страниц 13...

— А что бы ты еще из школы выкинул без сожаления? Тетради?

— Вчера проверял до последнего вздоха...

— И какая у тебя производительность?

— 36 за вечер. У меня сложные классы. В 11-м ребята учатся со всего города, со всех школ-гимназий.

— Концентрат контингента...

— Да-да. Поэтому и преподавать им приходится не как в обычном классе, а как в негритянском гетто. Дети сейчас какие? У меня полкласса работают вовсю, уже там карьеру какую-то делают: из официанта — в бармены, дальше — в администраторы. Что им учеба... Но ты знаешь, я люблю их все равно. Мы и поругаемся иногда, бывает, так доведут – еле сдерживаюсь! А проходит время – и чувствую, что скучаю по ним... Хотя они те еще перцы!

— Ну тебе как мужчине самое трудное поручили. Ты единственный в школе?

— Вместе со мной математик пришел, но долго не выдержал — «забили» его дети. Меня тоже на прочность проверяли — несколько раз реально плакал в подсобке. Не реагировали на меня, а если реагировали — то так, что уши в трубочку...У меня, ты же знаешь, еще натура такая — я все в себе ношу, переживаю по несколько дней, не могу абстрагироваться от негатива. Правильно говорят: была бы семья, пришел бы домой — переключился... Вот пока что-то не сложилось с семьей.

— Какое качество в девушке тебя может оттолкнуть?

— Нехозяйственность, наверное. Ну что ты смеешься? Я сам хозяйственный очень — люблю, чтобы чисто дома было, посуда у меня намыта всегда. Со мной соседи в общаге с трудом уживались — потому что я все время их порядком изводил. Приятельницы мои говорят: «Невский, какой хороший из тебя муж получится — и готовишь ведь отлично, и по дому все делаешь!» А я мечтаю: «Когда у меня будет жена, я, наверное, вообще ничего делать не буду, просто лягу на диван и буду лежать!» Уже наделался на годы вперед... Может быть, где-то глубоко я еще не распрощался со своей мечтой стать актером и боюсь, что семья как-то помешает... Хотя смотрю на своих женатых друзей — и иногда очень хочется пожить обычной жизнью.

— Ну-ка, поделись самым быстрым и вкусным рецептом, раз ты такой знатный кулинар!

— Самый быстрый и вкусный – торт “Муравейник”. Я каждое лето “на клубнику” в Финляндию езжу – нынешний год там команда из Украины была. Они мой рецептик на родину увезли – до того понравился. Я сам без сладкого жить не могу – часто после школы пирожным утешаюсь.

— А слушаешь ты что? Не только же романсы на стихи Тютчева?

— Ой, я такой всеядный... Когда сочинения проверяю, Круга включаю или “Вороваек” — так отлично идет работа под шансон!

— О чем ты думаешь, когда идешь в школу?

— Каждое утро, когда еду на работу, продумываю этапы уроков, особенно тех, о которых вчера не успел подумать. Когда иду из школы, оцениваю то, что сегодня было, положительные и отрицательные моменты. Я всегда — и на работу, и с работы — еду в наушниках, музыка помогает расслабиться.

— Чтобы человек стал успешным, каким он должен выйти из школы?

— Успешность человека от аттестата по большому счету не зависит – главное, чтобы он знал, чего от жизни хочет, был социально адаптирован и приучен нацеленно трудиться.

— Сколько у тебя любимчиков?

— Про любимчиков не будем: все говорят, что их быть не должно, но на самом деле они, конечно же, есть у каждого учителя, просто в этом никто не признается. Дело в том, что одних детей любишь за то, что они хорошо учатся и любят твой предмет, а другие, кому это не дано, проявляют себя в творчестве, внеклассных мероприятиях, проявляют другую активность, поэтому любишь всех, но каждого по-своему!

— Когда ты в последний раз сказал неправду?

— Да сегодня, наверное, чего-нибудь уже соврал... Нет, я не из любви к процессу, а по необходимости. Иногда приходится отнекиваться до последнего, что ученики меня вчера видели в кафе с друзьями, говорю, что дома сидел и, как они, к урокам готовился.

— Дети на тебя обижаются?

— Бывает. Нажалуюсь на них классному руководителю, наговорю всего. Иду по коридору, чувствую, смотрят неодобрительно, ябедой обзовут… Через пару уроков ведь все равно прибегут — кто покривляться, кто просто поболтать… За консультацией по предметам, конечно, реже заглядывают, но и не в этом дело. После таких посиделок — мир, дружба, жвачка!

— Как зовут школьную буфетчицу?

— Марина Евгеньевна. Думала, я не знаю? Я после уроков 25 раз чай схожу в столовую попить. Вот верно говорят — школа затягивает. У меня уроки в полвторого заканчиваются, а домой я вечером приползаю – вот что я там делал полдня? Школа – это образ жизни, как ни крути.

— Что или кто в школе главный?

— Главное в школе — дети, не было бы их, не было бы учителей, не было бы директора, завуча. Школа существует благодаря детям, все там ради и для них. Какие бы они разные ни были, чтобы они там за день ни сотворили, мне все равно хочется к ним приходить, хочется общаться, наставлять и вместе учиться жизни.

Нет мнений Добавить мнение?
Еще нет ни одного мнения.

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие