Интернет-журнал Республика Карелия

Слова из черт и черточек

Голосовать -45 | +56 +
Слова из черт и черточек

Исследователь городской истории Николай Кутьков уверен, что шотландец Чарльз Гаскойн строил Александровский завод «по мотивам» Эдинбургского замка, а в Доме горного начальника жил человек, ставший прототипом Евгения Онегина.

Николая Петровича Кутькова чаще прочего представляют журналистом-краеведом. Он действительно такой подвижник в деле изучения городской истории. Между тем его взгляд на то, что у нас было, отличается отсутствием парадности, суровой официальности и живым интересом к тем деталям, мимо которых пройдет, может быть, обычный историк. Повороты историй Кутькова о городе и окрестностях часто связаны с эмоциями, чувствами людей, создающих этот исторический городской контекст. С тем, о чем не сказано в документах, но связано с особенностями характера персонажей или их возможных устремлений. Так, например, по его теории, Александровский завод, который строился под началом шотландца Чарльза Гаскойна, напоминает родной тому Эдинбургский замок, где увенчанные зубцами трубы и полукруглые пристройки – это воспоминание о башнях и батарейных площадках замка. А внука Гаскойна Александра Полторацкого он вообще считает прототипом Евгения Онегина. Николай Петрович нашел массу косвенных подтверждений своей догадке.

Внимание к деталям толкает его даже на авантюрные поступки. Некоторое время назад он ездил по Карелии с фотоаппаратом, делая почти шпионские снимки тех мест, которые столетие назад снимал известный ученый и фотограф Сергей Прокудин-Горский. Считая, что снимки Прокудина-Горского были им же самим подписаны с ошибками, Николай Петрович проводит собственные исследования, восстанавливающие точность атрибуции. Исключительно ради личного интереса.

Прокудин-Горский

— В Карелии Прокудин-Горский был в 1916 году. Как раз тогда сдавалась Мурманская железная дорога, по просьбе ее руководства он и объезжал наш край. Не знаю, как остальные фотографы, но Прокудин-Горский был страшный пофигист. Все стекла были у него аккуратно пронумерованы, даже неудачные. Но потом, когда подписывал, многое смешалось – что Кяппесельга, что Гомсельга. Он неверно определил даже год съемок.

— Почему вы так думаете?

— Дорога была в таком состоянии, что это никак не мог быть 1915 год – тогда только начиналось строительство. Около половины снимков, которые нам достались, были неправильно атрибутированы.

— Как вообще нам достались его фотографии?

— Мы нашли их в 2002 году на сайте библиотеки Конгресса США. Американцы их купили в 1948 году. Сейчас снимки уже полностью обработали, а тогда только начинали это делать. Дело в том, что Прокудин-Горский снимал через светофильтры – красный, зеленый и синий. Каждая фотография представляла собой три черно-белые марочки на 3 цвета, которые нужно было совместить, чтобы получить полноценный цветной слайд. К 300-летию Петрозаводска мы как раз готовили большой альбом, посвященный истории нашего города, поэтому были заинтересованы в снимках Прокудина-Горского. Скачивали эти марочки и сами совмещали их.

— Получается, что это вы открыли для нас снимки, ставшие знаменитыми?

— Да нет, тут элементарно – как только они появились, их сразу стали обрабатывать. Сразу же вал пошел самодеятельных «чистильщиков». Одни из первых в отношении карельских и петрозаводских снимков были мы.

Потом, еще до нас цветную фотографию Прокудина-Горского в Петрозаводск привез какой-то умелец. Ехал, видимо, в Кижи. Он сам совместил цвета, сделал большую фотографию и подарил ее Краеведческому музею. Они гордились подарком, а мы страшно завидовали. Потом договорились с музеем о публикации фотографии за большие деньги. А я, когда стал разбираться с этими фотографиями в библиотеке Конгресса, подумал: может, эти три штучки и есть то, что мы хотим. Скачали, совместили — и все получилось. Мы воспряли, и все, что было по Петрозаводску и окрестностям, сделали в цвете и поместили в книгу «Три века Петрозаводска», пользуясь благосклонностью библиотеки Конгресса. Вся штука была в том, чтобы правильно подписать.

— Почему он подробно не подписывал снимки?

— Прокудин-Горский был здесь недели две, не больше. Короткий эпизод в его жизни. Все остальное – Грузия, Вологодская область, заграница… Я уверен, что он, вернувшись из путешествия, не сразу стал подписывать. Что-то забылось со временем, это понятно.

— Я слышала, что вы уже после выхода книги ездили по окрестностям Петрозаводска и фотографировали места, которые, предположительно, были сняты Прокудиным-Горским…

— Я как шпион езжу по дорогам и снимаю. Некогда я наткнулся на сайт «Наследие С. М. Прокудина-Горского», где ребята из Москвы и Петербурга атрибутировали заново все его фотографии. Увидев сайт, я был просто восхищен результатами исследователей, и сам стал дальше идти. И четыре фотографии атрибутированы мной совершенно точно.

Например, на Киваче он снял часовню. Так и подписал: часовня на Киваче. К нашему времени ничего не сохранилось, никто не знает – говорят, не было такой часовни! Когда искал следы этой часовни, все перерыл. Я думаю, она стояла за деревьями, поэтому ее было видно только в утренние часы, когда на нее падал свет. Поэтому снимок часовни отличается от других фотографий Кивача, снятых днем. Это обстоятельство как раз и вызывало споры: действительно ли эта часовня была на Киваче. Ни в архиве заповедника «Кивач», ни в Национальном архиве я не нашел никаких упоминаний о ней. Потом нашлась финская фотография – два солдатика стоят у этой самой часовни! Это ведь только в нашей армии запрещено было иметь фотоаппараты.

Видимо, когда шли бои, часовня попала «под раздачу» – ее попросту уничтожили. Потом мне моя дочь – она работает в отделе редкой книги в Национальной библиотеке -  показала три страницы из книги начала века по гидрологии. Там оказался план Кивача – с часовней.

Я послал все это ребятам с сайта «Наследие». Они поначалу со мной спорили, что не стал бы Прокудин-Горский ночевать на Киваче из-за часовни, я возражал, а потом плюнул. Через год смотрю: фотография атрибутирована в соответствии с моими заключениями. Спасибо ребятам!

Таким же примерно, только более сложным путем, я искал и другие места. В архиве есть профили железной дороги от Петрозаводска до Кеми, старые, еще 1916 года. И с помощью этого профиля можно, приноровившись, выяснить, где сделан снимок. Учитывая кривизну пути, уклоны, характерные строения… даже лес. Вот по этим признакам нашел место, которое снял Прокудин-Горский и которое никто до меня не мог вычислить с удовлетворительной точностью.

— Вы занимаетесь этими исследованиями для какого-то издания или из интереса просто?

— Из личного интереса. Я проводил кучу часов в нашем архиве, когда искал. Иногда вечером идешь и думаешь: «На кой черт все это мне нужно? Целый день потратил! Завтра – все, хватит! Буду заниматься другим делом!» Но это как зараза – через два дня снова иду в архив.

— Все карельские снимки Прокудина-Горского сейчас атрибутированы?

— Нет, там остались некоторые белые пятна, но сейчас я к этому делу приостыл. К 2016 должна выйти книжка, посвященная 100-летнему юбилею дороги. Я буду писать историческую часть о «мурманских» снимках Прокудина-Горского.

Евгений Онегин

— А сейчас чем вы занимаетесь?

— Сейчас заканчиваю две книжки. Одну пишу по заказу, про историю отопления в Карелии – очень интересная тема. Другая книжка про Евгения Онегина. Это моя любимая тема, почти 20 лет ею занимаюсь. Там же – о державинском следе в повести Пушкина «Гробовщик».

— Как вы вышли на этот след?

— В свое время я обратил внимание на пушкинский знаменитый рисунок к «Гробовщику». Мне показалось, что у Шульца очень узнаваемый профиль, что я его уже где-то видел. Просматривая весь каталог рисунков, я понял, что профиль Шульца очень напоминает профиль Василия Андреевича Жуковского. Получается так: сидит сам Пушкин (у гробовщика Адрияна Прохорова пушкинские инициалы — А.С.П.!) и беседует с Жуковским. О чем? Наверняка об обществе «Арзамас», которому оба отдали дань. Первым человеком в «Арзамасе» был Жуковский, да и Пушкин не из последних. И у них был обряд читать погребальную речь своим коллегам из державинского общества «Любители русской словесности». Эта догадка, связавшись с сюжетом «Гробовщика», подвигла меня на расследование.

— Пушкиноведы что-нибудь говорят на этот счет?

— Да я им и не показывал. Они ж не пускают никого в свой круг. Я читал работы по рисункам Пушкина и убедился, что их исследователи иногда не очень глубоко все это воспринимают. Зачастую не видят, что на самом деле изображено. Например, в черновиках «Евгения Онегина»у него есть рисунок скалы Карадаг. Если присмотреться, виден профиль человека, в котором угадывается черты Павла Первого. Подобный рисунок у Пушкина был рядом с одой «Вольность», за которую его как раз сослали в ссылку. А никто этого не заметил. Все думают – просто изображение морской скалы.

— История с Пушкиным у вас началась с рисунков?

— В отношении Державина – да. А с поисками прототипа Евгения Онегина вышло по-другому.

— Вы считаете, что прототип Евгения Онегина – это Александр Полторацкий, живший в Петрозаводске? Вы нашли этому подтверждения?

— Есть доказательства, так сказать, прямые, а есть косвенные. Последние тоже признаются в юридической практике. Даже если обвинение построено на косвенных уликах, то обвиняемый может получить срок. Мне говорят: «Твоя версия была бы безупречна, если бы Пушкин хоть где-нибудь намекнул на Полторацкого в связи с Онегиным». Но ни один автор не станет писать об этом ни в дневниках, ни в письмах. Мне пришлось строить все только на косвенных доказательствах.

— Какое из них самое сильное?

— Пожалуй, это «озерная» фамилия Онегина. А вообще-то трудно выделить. Допустим, у Полторацкого был дядя, который сильно занемог – упал с лесов строящегося московского дома. Дядя – Константин Маркович Полторацкий – был бездетным. Очень богатый, генерал. Упал с лесов, сильно пострадал. Все племянники его навещали, включая нашего Александра Полторацкого, надеясь на упоминание их имен в завещании. Но он благополучно поправился. Это было летом 1820 года, за три года до «Евгения Онегина».

Дальше. Николай Надеждин, критик, когда стали выходить первые главы «Евгения Онегина», написал рецензию, где зашифровал этот роман как «Евгений Четвертинский». То есть у современников были основания считать, что у Евгения Онегина был прототип. Четвертинский-Полторацкий – сходство фамилий очевидно.

Посмотрите, какой круг чтения был у Евгения Онегина: Смит, Юм, Байрон, Робертсон… они все или шотландцы, или наполовину шотландцы. А мы помним, что Полторацкий – это потомок Гаскойна.

Это мелочи, но из «этих черт и черточек» складываются буквы, из букв – слоги, потом слово, которое можно прочитать. Я прочитал так. Почему, например, Екатерина Вторая велела назвать наш завод Александровским?

— В честь Меншикова?

— Я считаю, что это единственное объяснение. А вовсе не из-за Александра Невского, покровителя севера. Но кто теперь скажет, что она имела в виду? И Надеждина уже не спросишь…

— В каком жанре написана ваша книжка про Онегина? Это научное исследование?

— Популярный труд, не научный. Я хочу, чтобы моя догадка укрепилась в общественном сознании. И чтобы простой читатель не бросил читать книжку со второй страницы.

— Есть у вас единомышленники?

— Например, бывший директор онегзаводского музея Савельев – большой поклонник моей теории. И даже издал книжечку на основе моих изысканий. Пишет, что нужно обязательно сохранить Дом горного начальника как Дом Онегина.

— Пушкин был хорошо знаком с Полторацким?

— Полторацкий с Пушкиным были, что называется, на короткой ноге. Да, один из аргументов в пользу моей теории – фамилия героя. Юрий Лотман объясняет, что в то время у русских писателей был обычай давать героям «водные» фамилии – Печорин, Волгин. У Пушкина – Онегин. А меня интересовало, почему именно Онегин? Мне этот Онегин даже ночью покоя не давал!

— А у Полторацкого была такая любовь, как в романе?

— Когда Пушкину было 15, он влюбился в Екатерину Бакунину и даже «был счастлив целые пять минут», когда ее видел. В его донжуанском списке она обозначена как Екатерина 1. А Бакунина была влюблена в Александра Полторацкого. Любовь была настолько сильной, что она даже не выходила замуж до 34 лет. Когда Полторацкий овдовел, то она стала его женой.

— А она замуж не выходила, ждала его?

— Да, она надеялась и ждала. И потом была счастлива в браке. Другая любовь Полторацкого – Анна Керн, его двоюродная сестра, которая была замужем за стариком-генералом. Именно Полторацкий привез Пушкина в дом Оленина. Пушкин пытался ухаживать за ней, когда за ней уже ухаживал Полторацкий.

— То есть история Онегина и Татьяны …

— Это история с Бакуниной. Она была влюблена в Полторацкогоо, он отнесся к этому холодно, а потом сделал предложение. Не онегинская судьба – в жизни все сложилось по-другому.

— А роман вышел раньше?

— Да, конечно! В 1828 году он был закончен, а поженились они в 1834.

— Бывает обидно, когда вы сами уверены в своих предположениях, а коллеги вас не поддерживают?

 Безусловно! Даже близкие сначала не очень благосклонно отнеслись к моим «фантазиям». Но время, я уверен, работает на меня. Одна из знакомых, архивистка, сказала, что через 50 лет моя версия «Онегина» будет признана. Но я хочу, чтобы это случилось раньше, при моей жизни.

— Что вас в свое время толкнуло на эти исследовательские занятия?

— Характер в детстве был не сильно боевой. Я учился музыке, рисунку (в 1970-х даже подрабатывал карикатуристом в местных газетах), а в основном дома с книжками сидел. Мне больше нравилось жизнью героев жить, чем на улице играть. Хотя и с крыш прыгал, и в драках участвовал. Но спасибо родительнице, что она не скупилась покупать мне книги – дома была приличная библиотека. Довольно рано начал заниматься исследованиями. Меня всегда интересовала личность автора, то, на чем он основывался, когда писал. На первом курсе университета я ездил к отцу Павла Когана, известного поэта. Мне нужно было узнать, зачем его сын в конце лета 1939 года ездил в Карелию. Так выяснилось, что он приезжал сюда вовсе не в творческую командировку, а как рабочий геодезической партии. И они прошли по интересному маршруту, вдоль той линии, по которой финнам пару месяцев спустя предлагали отдать часть Карелии. Ну, а потом, честно говоря, после выпуска из университета наша советская литература мне разонравилась напрочь. Я еще в издательстве поработал литературным редактором… окончательно понял, что это не мое. Мне интересна сама исследовательская работа, которая не зависит от чьих-то конкретных интересов, принятых направлений и чужих предпочтений. Я в этом отношении чувствую себя свободным.

 

  • Есть ещё непрдажная Россия-Карелия

    Голосовать - -1 | +9 +
    Андроид
    18.4.2013 в 09:10
  • Согласна. Сегодня интересный в литературном отношении день — все выбирают, куда пойти в «Библионочь». Аня, вы куда идёте?

    Голосовать - -4 | +5 +
    Татьяна Драгныш
    18.4.2013 в 09:20
    • Да вот, Аня, почему ты не пришла к нам на Ночь? Кстати, наша команда продула в скайп-дуэли команде Наташи Ермолиной. «Бегемотовцы» просто молодцы: честно подготовились, выучили стихи. Мы тоже постарались, но нас и меньше собралось, так что всех поэтов мы просто не закрыли (плохо договорились-распределились). Ладно, всё по-честному. Ридер достался молодому человеку, который хорошо Бродского знал и читал, так что, надеюсь, все довольны. Сначала, правда, всё никак не могли определиться с форматом, и на это ушло много времени, читатели соскучились, стали уходить, но потом дело пошло живее. Был еще смешной момент: пришло много народу, болельщиков, которые вообще ничего не знали о правилах дуэли. Люди видят: выходит некто к экрану и читает две строчки, люди в зазеркалье подхватывают. Читатели обрадовались и давай тоже строчки бросать. Не скажешь ведь, мол, вашего Мандельштама с «веком-волкодавом» нет в списке! Но, к счастью, стихи все были программные, так что «Бегемот» с честью вышел из этой переделки:)) Большое спасибо всем за участие, а Наташе — отдельный привет:))

      Голосовать - 0 | 0 +
      Алёна
      20.4.2013 в 08:55
  • Как всегда, интересно. Спасибо!

    Голосовать - -1 | +8 +
    МММ
    18.4.2013 в 10:34
  • Ух как интересно! Спасибо Николаю Кутькову и, конечно, авторам за замечательную статью.

    Прокудин-Горский-то, оказывается, какой бармалей был!))

    Снимки у Михаила Никитина отличные.

    Голосовать - -1 | +9 +
    18.4.2013 в 15:13
  • Интересное интервью!

    Голосовать - -1 | +4 +
    Ёж
    18.4.2013 в 16:13
  • Папочка, по-моему, просто здорово! Как это вы успели обо всем поговорить? Объемный образ получился, все твои основные интересы так или иначе представлены, правда? Мы с Владкой тебя очень любим, ты молодец, трудяжка и, что приятно, на самом деле никогда ведь не гонишься за славами-наградами, всегда работаешь честно! Спасибо за интервью, Аня, а мишины фотографии я сейчас, извините, тоже сопру:))

    Голосовать - -1 | +8 +
    Алёна
    18.4.2013 в 20:07
  • Вот это да! Неожиданно, но очень интересно. Спасибо за интервью, фотографии, ликвидацию некоторых белых пятен в моем сознании :) Николаю Кутькову — успехов!!!

    Голосовать - 0 | +4 +
    Ольга
    19.4.2013 в 15:36
  • Здравствуйте!

    Скажите, пожалуйста, как можно связаться с Николаем Кутьковым?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Александр
    6.2.2015 в 06:15

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие