Интернет-журнал Республика Карелия

Вниз по лестнице, ведущей вверх

Голосовать -23 | +44 +
Вниз по лестнице, ведущей вверх

Евгений Орлов, чья персональная выставка «Надмирная тишина» открылась в Музее изобразительных искусств РК, — один из крупнейших современных художников России. Директор Музея нонконформистского искусства Санкт-Петербурга, президент Товарищества «Свободная культура»/ Арт-центра «Пушкинская, 10». Член Международной федерации художников, член Творческого союза художников России.

Не нужен мне берег турецкий

Евгений Михайлович, один из самых тонких комментаторов вашего творчества Юрий Линник пишет о том, что вашим произведениям присуща атмосфера северного монастыря. А мне же, оттолкнувшись от названия одного из ваших проведенных в Петрозаводске проектов «Надземное и земное», хочется поговорить о втором...

— Я всегда в творчестве хотел выйти за рамки эмпирического мира, обрести новые границы реальности. И, конечно, огромную поддержку на этом пути мне оказал в начале 1980-х годов знаменитый художник-космист  Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, ученик Рериха. Познакомились мы на выставке «Валаам в современном искусстве», которая проходила в Петрозаводске в выставочном зале Художественного фонда России, где выставлялся и мой «Валаамский триптих». Кстати, знакомство это состоялось благодаря Юрию Линнику, у которого Борис Алексеевич остановился. Наши работы со Смирновым-Русецким оказались на выставке рядом. Стою, смотрю. Рядом остановился седоволосый крепкий старец, похожий на Святослава Рериха: «А ничего, если я рядышком с вами повишу?»

— Валаам всегда привлекал художников.

— Я в Петербург, тогдашний Ленинград, попал, когда в школу пошел. А до этого проводил время у бабушки в деревне Брейтово Ярославской области. Там мой дед когда-то купечествовал. Имел дом, склады. Так что я вообще-то деревенский парень. Поэтому я, наверное, так сердечно привязан к Русскому Северу – Псков, Новгород, Старая Ладога, Петрозаводск. Мне не нужны экзотические страны, поскольку и как человека, и как художника меня сформировал северный ландшафт.

— В свое время вы расписывали церкви в Псковской области.

— Игумен Псково-Печерской лавры Алипий очень повлиял на мое духовное становление.

— Но все-таки вы светский художник…

— Я иногда думаю, почему я не ушел в монастырь – такой путь мне казался наиболее гармоничным. Но мой духовник сказал, что во мне слишком много кипучей организаторской энергии: «Неси слово Божие в миру».

— Вас в детстве крестили?

— Бабушка тайком постаралась. Крестили меня в храме Кулича и Пасхи в Ленинграде. Примечательный храм – в виде пирамиды, что, впрочем, неудивительно, поскольку архитектор Николай Львов, по проекту которого он возведен, был масоном. Как мне рассказывали, я бил батюшку по голове за то, что он опустил меня в купель. Наверное, бес лютовал…

Вообще-то деревенские хорошо плавают.

Плавал-то я прилично. В Ярославской области воды немерено. Мы с друзьями даже переходили реку Латыгру по дну. Брали вместо груза гусеничный трак от трактора – и стремглав от одного берега до другого через кабину затопленного трактора.

В поисках капитана Татаринова

— Поскольку с водой вы с детства были на ты, то неудивительно, что вы поступили в Ленинградское высшее мореходное училище имени Макарова!

— Наверное, все-таки благодаря замечательной книге Вениамина Каверина «Два капитана» с ее девизом «Бороться и искать. Найти и не сдаваться», ставшим ориентиром для мальчишек моего поколения.

— Для нашего, Евгений Михайлович. А еще – книги Станюковича, Житкова. «Путешествие на фрегате «Паллада» Гончарова. Благодаря им я поступил в Ленинградское Нахимовское училище.

— Ну и плюс, конечно, желание открывать что-то новое. Так что я по профессии – штурман судовождения на внешних и внутренних водах.

— Прекрасный писатель и профессиональный моряк Виктор Конецкий как-то заметил, что флот почему-то, давая закалку на всю жизнь, выталкивает из себя натур творческих.

— У меня, наверное, свою роль сыграли гены. Родной брат деда окончил  Петербургскую академию художеств, был близок к передвижникам, художником был и сын старшей сестры отца. В общем, я окончил художественное училище и вскоре стал работать главным художником фирмы «Сокол», где, между прочим, создал один из первых в стране самостоятельный отдел интерьера и рекламы.

И вот тогда меня стала открываться информация об искусстве, которого я никогда не видел – Малевич, Кандинский… Дело в том, что на предприятия, подобные «Соколу» поступали по подписке иностранные журналы, правда, польский «Проект», немецкий «Штука», но все равно и это казалось манной небесной. Тогда же я стал экспериментировать, делал то, что было важно для моего внутреннего мира.

— И попали в нонкомформисты.

— Я познакомился с Борисом Кошелоховым, только что вернувшимся из Италии. Один из первых отечественных нонконформистов, художник европейского уровня. И вскоре я организовал у себя в «Соколе» первую выставку неформального современного искусства, которую через несколько часов посоветовали закрыть сотрудники КГБ.

— Найти и не сдаваться…

— Хотя меня несколько раз и возили вокруг «Крестов» (знаменитая тюрьма в Петербурге с царских времен – прим. авт.). Пугали, иногда «пасли» для моего блага…. И все же мы выстояли, благо пришли и другие времена.

— «Пушкинская, 10» — сегодня, как сказали бы, бренд не только неформального, но и вообще питерского искусства. И не только изобразительного…

— В нашем Доме обитают не только художники, у которых более сорока действующих мастерских. Действуют обладатель «Золотой маски» театр «АХЕ», детский театр «Вампука», студии Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, блестящего джазового композитора и трубача Вячеслава Гайворонского, «Музей «Битлз» Коли Васина, издательство, два музыкальных клуба, галерея экспериментального звука, несколько художественных галерей, ну и, конечно, Музей нонконформистского искусства.

И все сотворено любовью

— У вас выставляются художники, не близкие вам по духу?

— Девяносто процентов выставок, которые я делаю, именно таковы. Как только я стал директором, решил избавиться от личных пристрастий в искусстве.

— Прямо в духе Мао Цзэдуна: «Пусть расцветают сто цветов».

— Именно так, поскольку искусство – вещь штучная. Но в то же время многообразное.  Мне много раз предлагали и предлагают выставляться за рубежом. Но мне интереснее делать совместные проекты, например, так было в США, где я дважды организовал турне питерских современных художников по университетским музеям страны.

— Америка вас чем-либо поразила?

— Пространством и как оно сделано людьми, как в Нью-Йорке городская среда вписана в глыбу Манхэттена. А еще – американский флот, стоящий на рейде на базе в Норфолке. Во мне проснулась гордость за человека, сотворившего этакую красивую мощь.

— Вы прямо агент 007 какой-то, побывать на закрытой военно-морской базе потенциального противника…

— А я – как консультант стокгольмской галереи по искусству, куратор выставок музея «Marsh Gallery».

— Глядишь, еще и в правительство попадете…

— Я несколько лет вхожу в Совет по современному искусству правительства Санкт-Петербурга. А мой друг, художник Юлий Рыбаков, в бытность депутатом Государственной думы, добился от предыдущего губернатора Владимира Яковлева указа о легализации нашего Дома с безвозмездным пользованием землей на 49 лет.

— Государство вас поддерживает?

— У нас нет богатых учредителей, мы не зависим ни от каких структур. Мы зависим от самих себя.

— У вас есть друзья?

— Друзей много не бывает. Для меня друг – человек. Которому я могу простить всё – от предательства до убийства.

— И это дружба?

— Конечно, ведь дружба – это синоним любви. Хотя под вторым словом подразумевается дружба между мужчиной и женщиной. Всё истинное – через любовь, и всё сотворено любовью.

 

 

Одно мнение Добавить мнение?
  • Верующий художник нонкорфомист — как то странно сейчас звучит, РПЦ очень сильно постаралась чтобы к ней стали относиться сильно отрицательно те кто в совке относился скорее положительно. Вроде бы надо отделять веру от официальной церкви но как то не очень получается...

    Но в любом случае Орлов художник интересный, а выставка в музее ИЗО хорошая :)

    Голосовать - 0 | +5 +
    эхо
    25.1.2013 в 14:21

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие