Интернет-журнал Республика Карелия

От агропрома до авиации

Наталья Овсянникова 28 февраля 2013
Голосовать -100 | +93 +
Глава Карелии Александр Худилайнен. Фото: Виталий Голубев

Глава Карелии Александр Худилайнен. Фото: Виталий Голубев

Вернуть доверие инвесторов к республике – такую задачу Александр Худилайнен поставил перед региональной властью. Есть ли уже конкретные примеры перспективных инвестиционных проектов? И сдвиги в решении некоторых особо острых экономических проблем региона? На эти и другие вопросы глава Карелии ответил в интервью «Республике».

— Александр Петрович, недавно стало известно, что один из крупнейших российских сельхозпроизводителей заинтересовался открытием производства в Карелии. Это так?

— Да,  инвесторы начали проявлять большой интерес к сельскому хозяйству республики. Петербургская группа компаний Belousov Group намерена построить в республике молочную ферму и в перспективе – завод по переработке молочной продукции (на базе агрофирмы «Тукса» в Олонецком районе, которую приобрела Belousov Group – прим. авт.). Это достаточно большой для республики проект, среди партнеров – инвесторы из Израиля.

И этот проект – не единственный в сельском хозяйстве. Еще один крупный инвестор из Ленобласти, ЗАО «Птицефабрика Синявинская», помимо строительства молочно-товарной фермы на 1 200 голов, планирует возродить одну из некогда крупнейших карельских птицефабрик в Кондопожском районе республики, которая на первом этапе будет производить до 6-7 тысяч тонн бройлерного мяса в год с перспективой увеличения мощности до 15 тыс. тонн.

Приходят инвесторы и в сельское хозяйство Приладожья. Инвестор из Прибалтики приобрел сельскохозяйственное предприятие и собирается возродить производство, надеемся, в ближайшие два года там тоже закипит работа.

— А что с освоением полезных ископаемых – это ведь еще одно направление, на которое республиканское правительство намерено сделать ставку?

— Уже в этом году начинается освоение золотоносного месторождения в центре Карелии с разведанными запасами золота почти 35 тонн. Уверен, освоение полезных ископаемых должно стать локомотивом карельской экономики. Это стратегическая цель и то направление, которое может изменить жизнь в республике.

— Тревожной остается ситуация с Надвоицким алюминиевым заводом. Недавно в СМИ вновь появились сообщения, что он все-таки сворачивает производство…

— Что касается НАЗа, то мы не прекращаем активные переговоры, в том числе на уровне высшего руководства страны. Боремся за сохранение завода. Каких-то категорических отказов рассматривать наши предложения, заявлений, что завод все равно будет закрыт, мы не слышим.

Хотя переговоры идут непросто. НАЗ производит около 60 тысяч тонн алюминия в год. Между тем собственник завода, компания «РУСАЛ», в конце этого года завершит строительство завода в Сибири мощностью 600 тысяч тонн рядом со строящимся мощным источником электроэнергии, Богучанской ГЭС.

— В Сибири же расположены Красноярский и Братский заводы, которые дают по 1 млн тонн алюминия и тоже стоят вблизи мощных гидростанций…

— Конечно, себестоимость производства алюминия на этих заводах гораздо ниже, чем в Карелии. И убедить компанию во что бы то ни стало сохранить НАЗ нелегко. Но мы сделаем все для этого.

На днях провели совещание с руководством завода, ищем потребителей производимого в Надвоицах алюминия. Продолжаем настаивать на поисках других вариантов, в том числе перепрофилирования. У бизнеса должна быть и социальная ответственность. Эта проблема для нас одна из важнейших, и мы не отступимся от  нее.

Александр Худилайнен. Фото: Виталий Голубев

Александр Худилайнен. Фото: Виталий Голубев

— Тем не менее ситуация с НАЗом показывает, что в Карелии надо решать  и давнюю проблему с энергодефицитом. Сейчас что-то делается для этого?

— Помимо восстановления малых ГЭС, оставшихся ещё с тех времён, когда часть территории входила в состав Финляндии, уже сейчас осуществляется еще один проект — это строительство ЛЭП 330 кВ, в перспективе способной подать необходимое количество электроэнергии с Кольской и Ленинградской АЭС. Кроме того, активно сотрудничаем с ОАО «Газпром» в том числе и в области развития электроэнергетики. Преодоление энергодефицита для нас – приоритетная задача.

— Александр Петрович, республиканское правительство объявило, что второй рейс поезда Петрозаводск — Йоэнсуу все-таки состоится 7 марта.  Почему он чуть не сорвался? Только из-за того, что не удалось согласовать его с пограничной службой? В это не все верят: кое-кто считает, что проект просто экономически не выгоден РЖД…

— Дело было действительно в отсутствии согласованности между федеральными ведомствами, которые сейчас обеспечивают, согласно законодательству, таможенные, пограничные и прочие процедуры при прохождении поезда по международному маршруту. В этом задействовано несколько структур, и между ними было недопонимание. Когда мы получили информацию от одного из ведомств, что оно отказывается согласовывать рейс, постарались решить проблему здесь, в регионе, а потом обратились в федеральный центр. Ведь мы обещали жителям Карелии и Финляндии, что 7 марта поезд пойдет, и добились, чтобы нас услышали.

В дальнейшем многое будет зависеть от активности пассажиров и туристического бизнеса. Если поезд  7 марта отправится из Петрозаводска таким же заполненным, как это было 28 декабря, когда за неделю были проданы все билеты, это покажет, что маршрут востребован. Надеюсь, так и будет, и жители Карелии с удовольствием воспользуются этой возможностью посетить Финляндию.

Вопрос о перспективах этого сообщения пока остается открытым: для того чтобы оно стало регулярным, надо решить целый ряд технических проблем, причем опять же с участием десятка федеральных ведомств, начиная от Росграницы и заканчивая Роспотребнадзором. Это непростая задача, мы над ней работаем.

— В конце прошлого года Минтранс России заявил, что авиаперевозки в Северо-Западном федеральном округе планируется субсидировать из федерального бюджета. А недавно стало известно, что есть идея создать на Северо-Западе межрегиональный холдинг, который займется авиасообщением между столицами регионов. Карелия может войти в такой проект?

— Действительно, на недавнем  совещании у полпреда Президента в СЗФО Николая Винниченко обсуждалась идея создания межрегионального холдинга на базе всех северо-западных регионов, и Карелии в том числе, который займется авиаперевозками. Такой проект в этом году стартует в Приволжском федеральном округе. Минтранс России обещал поддержку этого начинания.

Понимаем, что для этого модернизации потребует и аэропорт Петрозаводска. Надеемся, нам удастся добиться его включения в программу подготовки к празднованию 100-летнего юбилея Карелии наряду с другими важными объектами.

  • Бесполезно обсуждать новости в будущем времени, которыми у нас периодически занимается правительство. Нормальная власть отчитывается в том, что сделано, а российская власть у нас все время почему-то рассуждает в будущем времени...

    Почему уважаемый журналист не задал вопрос о ситуации с Гоголевским мостом? О развитии массового спорта в республике? О сносе кинотеатра «Сампо»? О ужасной ситуации с безнадзорными собаками в Петрозаводске? О протестных акциях, связанных с музеем «Кижи»?

    Не журналистика, а обслуга, прости господи...

    Голосовать - -6 | +18 +
    Всеволод
    28.2.2013 в 11:06
  • На вопрос о ситуации с Гоголевским мостом губернатор уже отвечал на прошлой неделе. Ответы были опубликованы и на сайте, и в газетах. Теперь что, в каждом интервью спрашивать про мост только потому, что вы пропустили мимо своего внимания эти публикации? Кстати, на сайте информация о мосте, по-моему, регулярно появляется...

    Что касается собак и Кижей... Во-первых, интервью на экономическую тематику. Во-вторых, вам, может быть, в Петрозаводске собаки и кижская тема кажутся самыми главными. Но в республике. вообще-то, люди в других районах живут. И для Олонца, например, информация о том, что «Туксу» купил такой инвестор, явно важнее. Ну и про Синявинскую птицефабрику тоже хорошее известие.

    вообще, мне понравились ответы — если с НАЗом например, ситуация тяжелая, так губернатор прямо и говорит об этом, не виляет.

    Голосовать - -6 | +10 +
    Лида
    28.2.2013 в 13:51
  • Про собак у главы Карелии спрашивать — вообще глупость несусветная, это дело городских властей...

    Голосовать - -1 | +10 +
    KT
    28.2.2013 в 14:05
    • судя по вашей логике, у него и о велодорожках спрашивать не надо... Он что не живет в Петрозаводске? Ближе к народу надо быть.

      Голосовать - -9 | +3 +
      Иван
      28.2.2013 в 14:20
  • Он является руководителем всей Карелии. Мне, если честно, велодорожки и кинотеатр Сампо в ПТЗ — фиолетово. А НАЗ — нет. И уж сравнивать по масштабам и по последствиям для республики проблему, например, Сампо и проблему НАЗа — это вообще абсурд. Вы тут в Петрозаводске вообще видеть и знать не хотите, что волнует людей в других районах. Типичный столичный эгоизм.

    Голосовать - -3 | +10 +
    Сегежанка
    28.2.2013 в 17:14
    • Я почитала эту тему, и у меня возникла интересная мысль.

      Она обойдётся казне в стоимость одного велосипеда. Или двух.

      А что если объявить народный конкурс на лучшую идею, как привлечь инвестиции. Именно на конкретную идею. и чтобы автор был готов сам реализовывать её. А не только быть зрителем.

      Я бы поучаствовала в таком конкурсе. потому что моя дочь рядовой библиотекарь с окладом в 17 тысяч рублей, и у неё нет велосипеда.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Татьяна Драгныш
      5.3.2013 в 12:41

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие