Интернет-журнал Республика Карелия

Формализм и реализм

Наталья Самсонова 26 февраля 2013
Голосовать 0 | +32 +
Формализм и реализм

Слушала недавно на «Эхе Москвы» историю, как девочку-инвалида, которую полгода в России устраивали в детсад, в Германии без всякой прописки за два дня определили в специальную школу только потому, что директриса этой школы уверена: «Ребенок должен ходить в школу». С моей дочерью, которая получает высшее образование в Италии, тоже случилась подобная история.

Когда моя девочка закончила в Петрозаводске 9-й класс престижного лицея с «тройками», ей четко указали на дверь. В десятом классе видеть такую ученицу не пожелали: а вдруг испортит показатели «поступаемости»! Но, как говорится, нет худа без добра. Девочка поступила на художественно-графическое отделение нашего педагогического колледжа, где и училась без всяких проблем четыре года у чудесных педагогов. После окончания колледжа поработала немного в рекламе и решила получать высшее образование за границей. Поскольку ее профессия связана с искусством, выбор пал на Италию. Поступить на факультет искусств государственного университета в Риме оказалось несложно, нужно было сдать только два экзамена: итальянский язык и рисунок. Девочка успешно прошла конкурс, и для зачисления ей нужна была только справка из России, что она получала среднее образование не меньше 12 лет (это условие Болонской декларации, которое Россия почему-то проигнорировала, лишив наших выпускников возможности поступать в вузы Европы сразу после школы).

Но мы-то были спокойны: 9 лет в лицее, 4 года в колледже, в сумме никак не меньше 12 лет. Не тут-то было. В 40-м лицее дали неверную справку о годе поступления в школу, где значилось 8 лет, хотя там все дети с 1990 года учились по программе девяти лет. В колледже почему-то написали, что срок обучения всего 3 года и 10 месяцев. Какого труда и нервов стоило доказать, что ты не верблюд, — противно вспоминать!

Но вот девочка в Риме заканчивает первый курс и понимает, что университет нацелен на подготовку теоретиков, а ей хочется быть художником. Доброжелательные преподаватели посоветовали ей перевестись в Академию искусств в Болонье, что она и сделала без труда, оказавшись на втором курсе бакалавриата. Дочку сразу прикрепили к мастеру, талантливому художнику, и тот заметил, что у студентки хорошая профессиональная подготовка (спасибо нашему колледжу, особенно Н.В. Кошелевой). «Почему ты не в магистратуре?» — спросил мастер. Дочь объяснила, что у нас в России колледж не дает степень бакалавра, так как не относится к системе высшего образования. «Мы это исправим!» — воскликнул мастер и отправился к декану факультета с просьбой «разобраться с этой русской девочкой». Вскоре дочь пригласили на прием к декану. Надо сказать, что декана очень впечатлил диплом нашего колледжа, особенно солидный список изученных курсов и количество часов. Вопрос к дочке был только один: «Вы и правда все это изучали?» После утвердительного ответа мою дочь, вопреки формальным основаниям, волевым решением декана перевели на первый курс магистратуры. И теперь, всего через 3 года после поступления, она готовится защищать свой магистерский проект. В России ей на это потребовалось бы 6 лет: 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры.

Я сама 22 года работаю преподавателем вуза в нашей стране и  никогда не видела, чтобы преподаватель инициировал перевод студента на более старшие курсы по той причине, что студент хорошо подготовлен и не должен терять время. И тем более я не могу представить такого декана в России, который осмелится перевести студента на более высокую ступень обучения, если для этого нет формальных оснований.

Не хочу, чтобы меня обвинили в воспевании западной жизни, там тоже полно проблем! Но эта история показала главное: там у вузовских преподавателей есть возможность заниматься продвижением студента, человека, мы же остаемся рабами формальностей даже в таких сферах, как образование.

Иллюстрация: фотопортрет итальянской художницы Лючии Арены с выставки в Болонье 2009 года

  • Тоже знаю пример — знакомая уехала в Германию, дочка пошла в школу, учительница заметила у неё способности к рисованию и предложила как талантливому ребенку учебу в художественной школе бесплатно за счет муниципального бюджета. Печально, что в нашей стране дети никому не нужны кроме своих родителей...

    Голосовать - 0 | +7 +
    Ирина
    26.2.2013 в 13:26
    • Почему наши дети никому не нужны кроме нас? А в армию идти, сразу вспомнят и у вас не спросят...А нам в школе, кажется, что многим родителям дети не нужны. Примеров полно : дети в большинстве своем приходят в школу с неподготовленными уроками, родителей проблемных детей в школу не дозваться, а на родительские собрания 1/4 часть приходят. А вы посмотрели бы как дети приходят в школу и с чем? Девочки в 5-ом классе красятся как тетки взрослые, серьги до плеч, разговаривают со своими сверстниками матом, а про мальчиков и того « лучше» можно рассказать... И, что страшно-таких большинство! Так где родители таких детей???

      Голосовать - -1 | +2 +
      Галла
      26.2.2013 в 18:41
  • Наталья спасибо за интересный рассказ и удачи дочке!

    Голосовать - 0 | +2 +
    Ксения
    4.3.2013 в 12:30

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие