Интернет-журнал Республика Карелия

Святых не вынесли

Юлия Громова 3 апреля 2012
Голосовать -9 | +23 +
Святых не вынесли

История эта давняя, теперь все, возможно, переменилось к лучшему. А в тот раз случилось так...

Когда моему сынуле исполнилось семь лет, мы с ним поехали на экскурсию на остров Валаам. Это была специально организованная поездка для детей. Сбор назначили на площади Ленина в 5 часов – пораньше, путь-то предстоял неблизкий. Подали нам большой автобус. Сначала расселись дети, потом на оставшиеся свободные места пригласили добровольцев из числа родителей – присматривать за детьми. Поскольку я заранее пообещала сыну, что мы поедем вместе – на других условиях он бы не согласился — то поспешила сесть в автобус. Родителям достались в основном места в задней части автобуса. Благо, энергичная женщина – организатор поездки – с самого начала объявила, что таблетки от укачивания у нее с собой.

Наконец, мы тронулись. Я предусмотрительно приняла первую таблетку. Но кто ж мог предполагать, что болтать будет настолько сильно! На поворотах я просто перелетала от одной стенки автобуса к другой. Очень хотелось попросить об экстренной остановке, но совесть не позволяла: как же так, дети едут спокойно, а взрослой тете, видите ли, понадобилось срочно выйти. С горем пополам выдержав полпути, я подошла к организатору  за второй таблеткой. А когда с автобуса мы пересели на пароходик – за третьей.  У меня есть свой способ переносить укачивание – заснуть или хотя бы прикинуться спящей. Этот способ я по возможности и применяла в течение всей поездки. Тетенька-организатор, понимая, что толку от меня не будет, смотрела на меня с легким неодобрением.

Наше пребывание на острове начиналось с трапезы. Некоторые взрослые этим были недовольны – дескать, мы же не кормиться едем, а на святыни смотреть. Но за долгую дорогу аппетит проснулся у всех (кроме меня), и против обеда уже никто не возражал. Дети, особенно те, кто помладше, вообще плохо понимали, что такое “святые места”, а вот перспективу поесть в трапезной вместе с монахами восприняли с явным энтузиазмом.

Высадившись на острове, мы отправились в трапезную. Обед входил в стоимость поездки – кстати, немалую. Система подачи яств была такая: монахи не стали делить еду на порции,  а просто поставили на столы все, что причиталось для туристов. Консервы – в банках (спасибо, что открытых), соки – в коробках. Блюда с резаным хлебом. И одноразовую посуду. В расчете, что мы, как сознательные люди, сами сумеем сообразить, сколько нас, сколько еды и лишнего не возьмем. Все экскурсанты в один прием за столы не уместились, пришлось разделиться на две смены.

Мы – те, кто попал во вторую смену, обнаружили, что наши предшественники человеколюбием не отличаются и о нас, ближних своих, не подумали. Наиболее удачливые едоки из второй партии сумели поживиться остатками консервов, а вот сок присутствовал только в виде лужиц на столе. Правда, хлеба осталось много, но всухомятку он как-то не проходил.

Дети клянчили пить, мой сын, хоть и не ныл, но тоже не мог скрыть разочарования. Он явно представлял себе трапезу как-то иначе. Мне было неловко – и за организаторов этого приема, и за тех, кто сидел за столом до нас. Прислуживающие за обедом монахи посматривали на нас, как мне показалось, с легким презрением. Что ж, ничего не поделаешь, пришлось проявить смирение и покинуть трапезную, несолоно хлебавши. В конце концов, мы же не кормиться приехали, а посмотреть на святыни.

Перед входом в храм мы столкнулись с неожиданной трудностью. Все женщины – а их среди взрослых было подавляющее большинство – в дорогу надели брюки, а в церковь-то в штанах не пускают! Тогда девушка-экскурсовод выдала нам несколько изделий из мешковины – полотнища, сложенные пополам и прошитые сбоку. Некое подобие юбок без пояса. Их хватило не на всех. Наиболее предусмотрительные взяли с собой платки, помня, что женщине нельзя входить в храм с непокрытой головой. Но и они оказались перед сложным выбором – повязать платком голову или намотать его на бедра, как парео. Я решила проблему так: вместо юбки – куртка, рукава, чтобы не болтались, завязала на талии, на голове —  сынулина бейсболка.

Кое-как приняв “богоугодный” вид, придерживая импровизированные юбки, в сопровождении хихикающих детей наша группа ряженых отправилась в храм. Мне казалось, мы больше подходим для исполнения колядок, чем для чтения молитв. Девушка-экскурсовод, облаченная в нормальную юбку, смотрела на нас с легким превосходством.

Храм как раз находился на реставрации. Иконы почти все были сняты со стен, поскольку ремонт шел полным ходом. Это могло бы вызвать досаду, если бы не выяснилось, что, обедая в две смены, а потом обряжаясь, мы потратили слишком много времени, и на экскурсию его, собственно, не осталось. Пора было в обратный путь. В качестве компенсации нас подвели к раке со священными мощами и объяснили, что они имеют чудодейственную силу. В общем, мы поняли, что пришло время загадывать желания. К святыне выстроилась очередь. Экскурсовод показала, как нужно сначала прикоснуться к стеклу  губами, а потом лбом. После этого единственным моим желанием стало, чтобы сын, целуя раку, не подхватил какую-нибудь заразу. Но он у меня мальчик смышленый и, отойдя от святыни, звонко сообщил мне, что поцеловал воздух. Наши товарищи по поездке, шепчущие желания и усердно целующие замусленное стекло, посмотрели на нас с недоумением.

На обратном пути весь автобус мирно спал. Только мне было не до сна. Я к тому моменту приняла в общей сложности шесть таблеток от укачивания и стала покрываться крапивницей. Кто не знает – это такая аллергическая реакция. Выглядит, как будто хлестнули крапивой. Когда поздно вечером мы, наконец, добрались до дому, я уже была “исхлестана” с ног до головы. Увидела себя в зеркало и поняла – это был не мой день. Хотя… Если посмотреть на все с легкой иронией…

Фото: vessar.livejournal.com

  • Если вы только на острове узнали, что в церковь женщина должны идти в юбке и платке, то странно зачем вам вообще был нужен этот тур? А вообще мамы с опытом, да и без, но думающие сами запасаются и едой и водой и супрастином от крапивницы. Вообще ваша заметка показывает уровень вашего развития, особенно духовного. Никого не хотел обидеть.

    Голосовать - -19 | +16 +
    Зануда
    3.4.2012 в 09:21
    • Абсолютно согласна с Занудой и Натальей. Ездила на Валаам, да все в очень большом темпе, но это везде на экскурсиях ограниченных транспортными возможностями, обед в трапезной был сытный, никаких банок с консервами!! Ваша вина, что не смогли организовать детей так чтоб еды хватило всем. Нужно быть инициативными и интересоваться деталями перед поездкой- вы же за это деньги платите!! И не надеяться на кого-то, а позаботиться о себе и ребенке самим: бутылка воды и пара бананов не утяжелили бы вашу сумку. И еще, вы наверное впервые проехали по дорогам России, в т.ч. Карелии...не знали какие у нас дороги??? А если бы у руководителя группы не было таблеток?? Не вызывает не малейшего сочувствия автор, взрослее нужно быть и иногда снимать розовые очки

      Голосовать - -15 | +14 +
      svirinka
      3.4.2012 в 10:22
  • Согласна(((

    Голосовать - -4 | +3 +
  • Да уж, не хотел!)))

    История житейская, очень понятная. Сочувствую!

    Голосовать - -2 | +4 +
  • Согласна с предыдущим коментарием. Что Вам мешало уточнить все особенности поездки? Например то, что придется ехать несколько часов по «всеми любимой» карельской дороге, что на Ладоге, как правило, сильная волна и т.д.

    Была на Валааме несколько лет назад. Предварительно ознакомилась со всеми нюансами поездки, и замечательно провела время.

    В трапезной по-прежнему выдают одноразовую посуду. Но представьте себе то количество челове, которе ежедневно в сезон навигации проходит через неё. Тут уж не до изысков, всех бы накормить. Первое и второе накладывали следующим образом: суп в супнице — на 4-х человек, рыба и рис на второе — также на 4-х человек. И об этом нас заранее громко и четко информировала девушка-экскурсовод.

    На валаамской экскурсии (как, впрочем, и на Кижах, и на Соловках) нужно действительно ходить в темпе, так как время ограничено часом прибытия-отправления метеора. Тут уж никто не виноват в том, что некоторые товарищи считают ворон, а потом спохватываются и начинают обвинять экскурсовода в том, что она им не все показала, что положено по программе. Кстати, о том, что придется выдерживать достаточно быстрый темп ходьбы, наша экскурсовод предупредила группу сразу же, как только мы все вокруг неё собрались.

    Так что, как видите, если заранее потрудиться и уточнить все возможные моменты поездки, то пройдет такое путешествие на ура.

    Голосовать - -9 | +9 +
    Наталья
    3.4.2012 в 10:05
  • У меня родители съездили примерно похожим образом, сказали, что более отвратного сервиса давно не видели. Так что я Вам, Юлия, сочувствую.

    Голосовать - -4 | +8 +
    Лукреция
    3.4.2012 в 10:15
  • Все прям такие умные и духовно развитые!

    Написано же, что поездка была организована для детей. А с детьми же всегда так: то поесть, то попить, то в туалет, извините. Это вам не группа взрослых, нацеленных получить за заплаченные деньги результат. Детям-то — поглазеть, помечтать, посмеяться... Наверное, с экскурсоводом не повезло, раз она никак не смогла организовать группу, не предупредила, что питаться лучше в тесноте, но не в обиде. И что вообще времени в обрез.

    А поводу необходимости запасаться едой. Ну знаете! Когда поездка стоит таких денег и тебе говорят, что на месте будут кормить, запасаться едой — просто хомячество какое-то.

    Голосовать - -8 | +11 +
    Старушка
    3.4.2012 в 10:21
  • Некоторое время работала на Валааме в качестве экскурсовода. То, что вы рассказываете, очень отдаленно напоминает мою «валаамскую реальность». Монахи на обедах у туристам не прислуживают, максимум — послушник или трудник. И «загадывать желания» нужно у новогодней елки или у «дерева желаний» на набережной, а не у раки со Святыми Мощами (Св. Антипы Афонского, если память мне не изменяет). И, как говорят на острове, Валаам далеко не каждого принимает на свою землю.

    Голосовать - -5 | +6 +
    Анастасия
    3.4.2012 в 10:24
  • А мы ездили в такую совместную поездку дети+родители на Валаам в прошлом году. Дорогу можно сказать уже почти отремонтировали, так что проехали нормально. Прослышав уже ранее про еду в трапезной (очень много отрицательных отзывов), мы еду взяли с собой и поели на «Метеоре» по дороге на Валаам и заказали ужин уже по возвращении в Сортавала. Ходить пришлось много, группу детей приходилось регулярно собирать и подгонять, отгонять от киосков, но мы все посмотрели. Остались очень довольны экскурсоводом. А вообще, когда на Валаам едет группа детей -не зависимо от возраста, обязательно нужно хотя бы на каждых 5-6 детей одного взрослого. У нас вот было именно так и поездка удалась. Но нужно сказать, что обо всех сложностях поездки нужно предупреждать и детей и родителей!

    Голосовать - 0 | +2 +
    Алина
    3.4.2012 в 10:39
  • Была на Валааме тем летом. Платки и юбки выдают там при входе в храм. Дорога на Сортавала уже отремонтирована почти до конца! И вообще организация мне понравилась. Все бегом, зато много многое посмотрели!

    Голосовать - -2 | +1 +
    Катерина
    3.4.2012 в 12:35
  • Зачем вообще выставлять статьи глупой мамаши, которая не знает, как организовать поездку для сына и не знает, куда едет? Согласна, что желания загадывают и заразу подцепляют в других местах!!!!

    Голосовать - -24 | +16 +
    Лен те
    3.4.2012 в 13:03
    • Вот уж не думала, что религиозный экстаз каким-то образом способствует дезинфекции. Верующие, конечно, могут возразить, что религиозные чувства стимулируют иммунитет, но вот что-то я сомневаюсь, что ребенок может проникнуться этими самыми мощами настолько, чтобы не подцепить какой-нибудь туберкулез или банальный герпес. А здоровье ребенка все же важнее предрассудков, так что не стоит нападать на людей

      Голосовать - -7 | +14 +
      Лукреция
      3.4.2012 в 14:33
    • Организовать поездку не мама должна, а турфирма. Мама поехала следить за сыном. И как я поняла, с мальчиком-то все в порядке, разве что сока в трапезной не попил. Так что не путайте!

      Голосовать - -4 | +5 +
      Старушка
      3.4.2012 в 15:15
  • Зачем вообще туда тащить маленького ребенка-дорога туда и обратно за один день под силу не каждому взрослому, да и вы сами верно заметили, что дети помладше, вообще плохо понимают, что такое “святые места”.

    С другой стороны автор текста права, туристической инфраструктуры в Карелии нет, практически никакой.Валаам, Соловки, Кижи, петроглифы-это же бренды! О каком развитии «духовного» туризма в Карелии можно говорить, если доехав до Беломорска, турист не знает где находится порт и как до него добраться, чтобы попасть на судно, идущее на Соловки.

    Голосовать - -2 | +2 +
    anna
    3.4.2012 в 14:14
    • так это же праведный труд такой для тех, кто едет святости ощутить — найти дорогу к храму, такскать. а тут что такое — за хобот водят везде и бегом.

      Голосовать - -2 | +5 +
      param
      3.4.2012 в 14:24
    • Семь лет — это маленький ребенок??? С грудными ездят и ничего.

      Голосовать - -3 | +4 +
      Старушка
      3.4.2012 в 15:12
  • Чтобы найти дорогу к храму, можно приехать трудником в монастырь (в том числе, и на Валаам), пожить и поработать на обитель в течение определенного времени. Тогда и никто «за хобот» бегом не будет водить. А если люди едут в экскурсионную поездку, они должны представлять себе все её особенности.

    Голосовать - -10 | +7 +
    Наталья
    3.4.2012 в 14:53
  • Действительно, если рассматривать поездку на Соловки, например, как паломническую, то преодоление трудностей можно и должно воспринимать, как необходимость, тут тебе и преодоление трудностей и усмирение гордыни, и порой, даже вынужденный пост.Грешно жаловаться.

    Правда не все туристы, которые отправляются на остров, являются паломниками и хотят «ощутить святость», большинство самые обыкновенные туристы, приезжающие на ОЗНАКОМИТЕЛЬНУЮ экскурсию.Они хотят получить новые впечатления, узнать что-то новое и сохранить приятные воспоминания о поездке!!! Они честно заплатили за это деньги и имеют право получить то, на что рассчитывали.

    В противном случае не бывать Карелии туристической Меккой, сколько бы Нелидов сотоварищи не рассуждали об этом с голубых экранов.

    Голосовать - -4 | +8 +
    anna
    3.4.2012 в 15:10
    • так а кто не даёт принимающим организациям организовывать всё, чтобы экскурсантам удобно, хорошо и интересно было? Конкуренции нет и «так всё равно приедут»?

      Голосовать - -3 | +8 +
      param
      3.4.2012 в 15:30
  • Во-первых, хочу поблагодарить всех, кто откликнулся.

    Во-вторых – да, признаю, в тот раз я, пожалуй, села не в свои сани. Я действительно восприняла эту поездку как “мероприятие выходного дня для детей и родителей”, поэтому, наверное, настроилась скорее на приятное, чем на полезное. По-моему, в таком заблуждении пребывала половина моих спутников. Но, по большому счету, те, кто относится к подобным мероприятиям серьезно, и не участвуют в экскурсиях, подобных нашей, а совершают паломничество в индивидуальном порядке.

    И, кстати, принимающая сторона тоже не воспринимала нас всерьез. Незадавшийся обед, конечно, мелочь, мы, в конце концов, продержались на “сухом пайке” – разумеется, подстраховались и набрали с собой бананов-йогуртов. Но все же я думаю, уж если некая структура занимается коммерческой деятельностью, то она несет полную ответственность за качество сервиса, будь то церковь или гостиница.

    Еще чуть-чуть про еду. Большинство из нас, мне кажется, вспоминает о своем христианском вероисповедании, только когда нужно (разумеется, во спасение души) что-нибудь съесть – блины, или пасхальное яйцо. Хотя, надо сказать, в последние годы количество постящихся в моем ближнем окружении заметно увеличилось. Наверное, это хорошо.

    Голосовать - -6 | +13 +
    Юлия Громова
    3.4.2012 в 15:44
  • Любопытно — в статье всё я да я, а слова Бог не вспомнила ни разу. А зачем ездила-то «по святым местам»? Раньше по таким местам через всю Русь пешком принято было ходить. Добирались из России до Иерусалима... Шли тысячами из Киева до Сумпосада пешком, с ночевками под кустом, голодом, затрачивая на такие путешествия по полгода. Почему принимали на себя такой подвиг, страдали, зачем мучались? Потому что знали точно — для чего шли. Точнее — для Кого. А для воскрестных уикэндов, для того, чтобы развлечься и отдохнуть, лучше выбирать места вовсе не святые. В святых местах душа обязана много работать.

    Голосовать - -27 | +5 +
    прихожанин
    3.4.2012 в 15:49
    • Прихожанин, да потому, что поездка была не паломническая, а туристическая. Разница понятна?

      Турист, посещающий Валаам, может быть и атеистом, но в месте с тем — архитектором, или фотографом — пейзажистом, или просто человеком, интересующимся историей своего края. Ненадо ему навязывать православные ценности, они ему без надобности.

      А вот если поездка паломническая — тогда действительно нечего жаловаться.

      Но эта поездка была чисто туристической. Так что автор во многом права. Если уж РПЦ взялась за коммерческий туризм, то пусть будет любезна соответствовать требованиям, предявляемый к этому сегменту организованного ОТДЫХА.

      А если не бедет любезна — то нефиг и браться. Пусть отменит все тур. рейсы и оставит только паломнические.

      Правда, денежные потоки при этом сильно оскудеют)))

      Голосовать - -9 | +16 +
      Roland
      3.4.2012 в 16:20
    • Раньше бы на самолёте в Иерусалим тоже бы на самолёте летали, если бы можно было. А уж куда ездить по каким целям люди покамест сами решают. Напоминаю, что государство у нас ещё светское, хотя игумен уже может и не благословить швартоваться.

      Голосовать - -3 | +8 +
      param
      3.4.2012 в 16:22
  • Дак не продавайте туры в святые места!!! Вычеркните эту статью из своих смет! А то уж как-то нечестно выходит....

    Голосовать - -4 | +11 +
    • А Вы сейчас с кем разговаривали?

      Голосовать - -3 | 0 +
      несвятой
      4.4.2012 в 20:58
  • Спасибо за воспоминания: 1974 — я в качестве старшей над группой 12-летних (и учительница взрослая с двумя детьми), походом по Валааму, ночевками в школе (бывшая монастырская гостиница), походами по скитам... И никакой суеты.

    2011 — Иерусалим, Стена плача. Два года назад на женскую сторону входили кто как мог — всех экскурсантов предупреждали о норме одежды. Теперь «олл инклюзив» — стоит стол под зонтиком. Там выдают юбки — синее полотнище на веревочках, платки. Стоит баба — из наших, республики Поволжья, и орет громким ахом: "Паччиму меня не пустили? Паччиму я должна напяливать эту тряпку? " Потому что с голыми плечами и в разрезной полупрозрачной юбке ты по египетским курортам вечером ходи, по шармутшейхам. А тут святое место, тут себя блюсти надо.

    Нет, еще вспомнила! Втыкаю в Стену записочки. Вдруг какие-то странные звуки и суета рядом. Поворачиваю голову в сторону ограды, разделяющей женскую и мужскую половины: там вылез по пояс мужичинка с фотоаппаратом и дитем мужского полу: их маман делает вид, что молится, а братия фиксирует. По разговору — инострань, язык не уловила. Было ощущение, что в женскую баню лезут.

    А хороши были девки-монголоиды (японки?), которые у святого места — могилы царя Давида (Иерусалим) делали соблазнительные позы и фотографировались.

    В Интерпоселке кормили гречневой кашей и ее на всех хватило. Конец 90-х, безденежье. Спасибо монахиням.

    Голосовать - -4 | +4 +
    Другая Ольга
    3.4.2012 в 17:00
    • Про Иерусалим: мне там выдали две тряпочки, одна плечи закрыть, другая — что-то типа юбки. Меня поразило, что при выходе две русскоязычных дамы зачем-то попытались эти тряпицы унести с собой, запихнув их в рюкзаки) Вот это рвачество выглядело очень смешно и постыдно)

      А на Валааме я была единственный раз где-то году в 2004 или 2005-м...При входе в храм там выдавали платки и юбки, обед был скромный, но приличный: суп какой-то, каша, компот. Всем вроде хватило. Вообще, поездка была отличной, впечатления остались потрясающие, особенно от общения с некоторыми трудниками — очень интересные среди них люди попадаются, с удивительными, иногда трагическими судьбами...

      А что касается впечатлений автора материала... Может, лучше действительно в Шарм-эль-Шейх на курорт тогда ездить, если везде укачивает, строгий монастырский устав вызывает «хихиканье», а православные ритуалы — единственное чувство: опасения, что инфекцию подхватишь? Или уж хотя бы заранее тогда изучить, куда едешь, что хочешь увидеть, чего ждешь от поездки?

      Голосовать - -3 | +2 +
      Инна
      4.4.2012 в 23:32
  • Юлинька!

    Молодец!

    У тебя получается.

    И рассказ, по моему мнению, более всего про время то — конец «лихих» — как теперь выяснилось — "девяностых. "

    И авторский подчерк имеется.

    +

    Голосовать - -3 | +6 +
    Здоров, звукорежиссер
    3.4.2012 в 17:47
  • "Мы оба читаем Библию день и ночь, но то, что ты видишь черным, я вижу белым. " Уильям Блейк

    www.pravmir.ru/na-olimp-s...jskuyu-sbornuyu/

    Почему Москва и Валаам живут по разным канонам ?, наверное со С.Д. кто-то не посоветовался и не заручился его поддержкой...

    Голосовать - 0 | +7 +
  • да, помню... отличная была поездка)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Евгений
    10.4.2012 в 21:03

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие