Интернет-журнал Республика Карелия

Мы остались прежними?

Анна Афанасьева 3 апреля 2013
Голосовать -4 | +20 +
Ансамбль «Кантеле»

Ансамбль «Кантеле»

Еще раз о современной подаче традиционной народной культуры. Нужно ли в наше время отстаивать аутентичное исполнение или можно позволять себе «вольности»? Рецензент «Республики» — о новой программе ансамбля «Кантеле» «Русские Карелии».  

Знаем ли мы свою традиционную культуру? Сколько песен Русского Севера вы можете спеть? Я имею в виду не всенародные хиты вроде песен «Валенки» или  «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», а действительно песни нашего края – те, что пели наши предки? Знаем ли мы, как проводили свой досуг поморы, жители Обонежья, Пудожа?.. Вы не задумывались, почему, допустим, кавказская свадьба никогда не обходится без лезгинки? А мы? Танцуем ли на своих свадьбах хоть один традиционный танец?

С такими мыслями я  пришла на художественную программу ансамбля «Кантеле» «Русские Карелии» в Музыкальный театр 20 марта.

Первые же кадры видеоряда – ускоренная съемка вокзала – довольно неожиданны. Прибывающие и отбывающие поезда, суетящиеся люди – это  обобщенный облик  человека нашего времени, вечно куда-то спешащего и теряющего самого себя в суете. На сцене в этот момент артисты балета ансамбля «Кантеле» в современной одежде, с чемоданами танцуют динамичный танец.

Молодой человек, чтобы скоротать время в ожидании поезда, открывает ноутбук, заходит в папку «Разное» и обнаруживает там  персонажа  с довольно колоритным именем – Дед Википед (в его роли – актёр Владимир Мойковский). Дед предлагает нашему герою и всем зрителям в зале вместе с ним вспомнить о том, кто мы и откуда мы родом. Так начинается синтетическое действо, состоящее из песен, танцев, музыки, видео и рассказа Деда.

Я пытаюсь определить, что же всё-таки является самой сильной стороной этой постановки. Может быть, это зычные, звонкие, плотные и вместе с тем полётные голоса  вокальной группы «Айно»? Или хореография? Музыка? Видео?.. Но обо всём по порядку.

Вокально-хореографические композиции дают возможность получить общее впечатление о быте и промыслах нашего народа. Поморские рыбаки демонстрируют молодецкую удаль, изливают свою грусть пудожские и заонежские девушки в старинных (досюльних, досельних) песнях. Хороша и поморская «вецерина», в которой узнаётся обстановка зимней вечорки с играми и хороводами. Яркие точки в хореографической канве – это задорные композиции «За ягодами» и «За Шуньгою», которая обыгрывает заонежские гулянья 1920-х годов. Глядя, с каким упоением танцуют артисты «Кантеле», как будто переносишься в атмосферу народных праздников, а на финальной композиции «На пиру ли я была» хочется и самой сплясать «кандрель».

«Фирменное» звучание ансамбля не перепутаешь ни с чем. Необычен тембральный колорит – нежные, мягкие переливы кантеле, балалайка, аккордеон и баян разбавлены  всевозможными духовыми (флейта, жалейка, рожок). Ритм-секция – ударная установка и электроконтрабас — придают этому звучанию настоящий драйв. «Почему на наших красивых оркестровых номерах читает текст Дед Википед, и в итоге все слушают его, а не музыку?» – жалуется одна из исполнительниц ансамбля «Кантеле» после спектакля.

Авторская музыка (В.Панченко и В.Иванов) была всё же в разной степени удачной. Великолепны все быстрые и задорные номера, прекрасны спокойные лирические, а вот собственно оркестровые воспринимаются именно как сопровождение к тексту. Но от музыки к спектаклю большего и не требуется. Оригинальная композиторская находка – это старина (былина) в стиле рэп.

Очень порадовал и визуальный ряд. Тщательно продуманный, он точно соответствовал тому, что происходило на сцене. Кадры современной жизни, чередуясь с фотографиями из архивов, создавали своего рода связь времён, напоминая нам, что мы, хоть и  живём в другое время – время сотовых телефонов, компьютеров, гаджетов, остаёмся всё тем же трудолюбивым и авантюрным народом, когда-то освоившим суровый Север.

Ансамбль "Кантеле"

Ансамбль "Кантеле"

Неоднородными по качеству исполнения оказались вокальные номера. Общая беда всех певческих коллективов – дикционная нечеткость – не обошла стороной и этот ансамбль. Если в великолепном звучании женских голосов (вокальная группа «Айно») слова можно разобрать без труда, то исполненное мужчинами звучало очень неразборчиво и интонационно невнятно. Зато как замечательно танцуют! Энергетика от «Мужского перепляса» в постановке заслуженного артиста России В.Калинкина исходит просто бешеная.

Особенность этой программы в том, что это своего рода «обучающий» спектакль, и он будет очень хорош для школьников как «наглядное» пособие к знакомству с культурой нашего края. Но повод для размышлений и заряд положительных эмоций, без сомнения, гарантирован и взрослым.

Есть два способа работы с традиционной культурой. Первый – это аутентичное исполнение, максимально приближенное к тому, как оно могло быть в реальности. Второй – это преломление традиции и создание на её основе чего-то своего. Оба они имеют смысл.

Фото: Алина Картынен

  • Виола Мальми говорила, если мы хотим сохранить подлинную карельскую культуру, надо вернуться к истокам старинных праздников день в день, соблюдать традиции поколений....

    Надо открыть заново из веков сокровища и нести людям....

    Голосовать - 0 | +9 +
    3.4.2013 в 13:34
    • Вседозволенности не должно быть при преломление традиции и создании своего. Духовно-нравственной стержень должен быть неизменен. Культура — живой организм. Можно и заразу занести.

      Лучше не допускать её, чем потом лечить...

      Голосовать - 0 | +4 +
      Александр Лазутин
      8.4.2013 в 00:19
  • Анна!

    Полное у меня впечатление, что у Вас диплом «музыкального эколога». Т.е. диплом несуществующей науки. Написанное Вами —

    не впечатление зрителя-слушателя, а откровенное непонимание

    того, что Вы посетили. Ваши откровения- результат той грандиозной аферы околокосерваторской банды по созданию так называемой

    «Академии какойто музыки». Как это? никаким инструментом не владеть, (кроме гармошки, к примеру) а диплом о высшем образовании приобрести? Что Вы там про «истоки»?

    «Кантеле» — это не так просто как Вам мациевсккозелинаские парили. Это сложнее и чтобы судить об этом- мало в деревеньке

    обсрнской вырасти. Надо и ум иметь и серьезное образование.

    Чего — по статье судя — у Вас нет. И не будет.

    Голосовать - -6 | 0 +
    макс
    8.4.2013 в 14:17
  • Уважаемый Макс! У меня нет диплома «музыкального эколога».Моя статья-не впечатление зрителя-слушателя, а рецензия. Если у вас есть претензии к «околоконсерваторской банде по созданию Академии какой-то музыки», то вы можете предъявить их им самим лично по адресу Ленинградская 16.

    Спасибо вам за то, что вы-человек несомненно высокоэрудированный и образованный, в отличие от меня- скудоумной, да ещё и с плохим образованием(теоретико-композиторское отделение ПГК), сумели по достоинству понять и оценить то, чем занимается ансамбль «Кантеле».Ну куда уж мне до вас!!!:)

    Голосовать - 0 | +3 +
    Афанасьева Анна
    8.4.2013 в 18:53
  • Как я рад за Вас! То, что нет у Вас диплома «эколога» — уже немалое

    достижение. Образование у меня — настоящее — в моем дипломе-

    еще Серебряков расписался.И в «Кантеле» я немало лет проработал.

    Так что оценить — чем «Кантеле» занимается я вполне способен. В отличие от «теоретиков-композиторов» . И про скудоумие Вы отлично сказали — "Знаем ли мы свою традиционную культуру? " — это Вам Симакова про «фойкей» все рассказала?

    Кстати — ни Панченко ни Иванов — диплома Вашему подобного

    не имеют — а композиторы. И талантливые!

    Как Вы судите о том, чего в силу «скудоумия и плохого образования»

    (Ваши слова) понятия не имеете?

    Голосовать - -7 | 0 +
    макс
    8.4.2013 в 19:39
  • Кстати! Тут недавно финугры узнали на втором курсе, что Бетховен

    это на только собака, а на третьем, что Бела Барток — не женщина.

    К «диплому» поймут, что и Сметана — не только молочнокислый продукт.

    С тем и поедут в свои деревни — культуру нести.

    Голосовать - -4 | 0 +
    макс
    8.4.2013 в 20:06
  • Как я и предполагала, такие комментарии может оставить только тот, кого критика слишком сильно задела.Ну что ж, в ансамбле «Кантеле» работают очень культурные люди-теперь это видит вся «Республика». Люди, уважающие женщин(цитирую вас, Макс: «Надо иметь ум и серьёзное образование-чего у вас нет и не будет»).Люди, уважающие традиционную культуру (цитирую вас: «обсрнской деревеньке».Не позорьтесь и не позорьте свой ансамбль.

    Голосовать - 0 | +3 +
    Афанасьева Анна
    9.4.2013 в 00:09
    • На мой сугубо личный взгляд ансамбль «Кантеле» — это развлечение: зрелищно, профессионально, многим нравится, но причем здесь традиционная культура? Свалено в одну кучу все, что можно, плюс размалеванные балерины... А былина в стиле «реп», это что, тоже культура наших предков? С другой стороны, отчего бы и не поразвлечься, но традиции нужно изучать на других примерах

      Голосовать - 0 | 0 +
      Ирина
      9.4.2013 в 12:00
  • О том, что в ансамбле «Кантеле» работают очень «культурные» люди, можно получить очень неплохое представление, прочитав обсуждение статьи, в 2009 г. появившейся в «Столице на Онего». См здесь — stolica.onego.ru/articles...5.html?comment=1

    Помнится, тогда сотрудники этого «учреждения халтуры» очень сильно переср*лись в комментариях.

    Вообще, уважающий себя человек с хорошим художественным вкусом не пойдёт на концерт слушать полупрофессиональную стряпню под видом «этнической» культуры, которую предлагает слушателям «Кантеле».

    Макс! Съешьте свой диплом. Судя по всему, он вам не пригодился.

    Голосовать - 0 | 0 +
    слушатель
    11.4.2013 в 15:11
  • Диплом, учтите, вещь несъедобная. Так же как и написанная Вами стряпня.

    Голосовать - 0 | 0 +
    макс
    11.4.2013 в 18:55
  • "Я сказать хотел иное. "

    Легко пинать «Кантеле»! Очень легко. «Музыковедов»и «теоретикокомпозиторов» в многострадальной

    карельской культуре хоть пруд пруди! Они отлично знают, что почем.

    А создают обработки и оранжировки — единицы! А уж музыку в народном стиле пишут уж вовсе коллекционные экземпляры.

    (Титан всепланетного масштаба композитор В. — выше этого).

    В «академии» завывают в стиле «полутруп» фолк ансамбль и

    наяривают на двухрядке мари.А вам в голову не приходило,

    что кризис жанра народной карельской музыки налицо?

    И «Кантеле» живет попытками из этого кризиса .

    И чтобы не попытаться сделать серьезный анализ и «Кантеле»

    и «Тойве» — что делают?

    Голосовать - -1 | +1 +
    макс
    11.4.2013 в 19:11
  • Коли съесть дидплом не можете — используйте его вместо туалетной бумаги :)

    Какая-то у вас идея-фикс относительно «музыковедьм» и «музыкоедов», особенно с приставкой «этно-» :) ))) Прямо фобия.

    «Кантеле» — государственный ансамбль, существующий за бюджетный счёт и ежемесячно прожирающий огромные деньги. Он обязан производить высококлассный продукт, который не стыдно было бы представить на суд самой широкой публики, в том числе музыкантов-профессионалов Москвы, Питера Вены, Милана, Лодона (последние три — скорее шутка :) ). Вместо этого мы видим дешёвые, никчёмные поделки на уровне совковой художественной самодеятельности. Не странно ли, что «великолепный» ансамбль годами просиживает в Петрозадырске вместо того, чтобы колесить с концертами по всей России, гастролировать за границей, совершать мировые турне? Ответ прост — никому ансамбль «Кантеле» не нужен и не интересен. Все его хваленое «своеобразие» и вся выдуманная «самобытность» — курам на смех.

    Голосовать - 0 | +1 +
    слушатель
    11.4.2013 в 21:54
  • Как Вам в голову могла прийти мысль использовать диплом

    подобным образом? Очевидно, это как раз «диплом эколога».

    Только будьте предельно осторожны.

    Еще поинтересуйтесь гасторольным расписанием «Кантеле».

    Узнаете — где и как часто они бывают и всем составом и солистами.

    С неизменным, кстати, успехом.В Москве, Питере, Казани,

    Хельсинки, Праге и проч.

    Вместо «смайлика» — Сарасате пишется вместе — и это тоже не

    женщина. Как и Бабаджанян.(это к пятому курсу эколога).

    Голосовать - 0 | 0 +
    макс
    12.4.2013 в 10:41
  • Ну, знаете, если в Вашем дипломе и вправду стоит подписть П. Серебрякова — можете попробовать продать его автограф на каком-нибудь аукционе. Вместе с самим дипломом, разумеется — он Вам всё равно не нужен :)

    Похоже, Вы полностью самоудовлетворились — во всей красе показали весьма немногочисленным (кроме Вас, лишь я) участникам дискуссии свою феноменальную эрудицию.

    Стойте, стойте: о том, что Фрескобальди — это не фрески художника Бальди, можете уже не напоминать. Все и так ошарашены тем, как много Вы знаете. Если Вы, вдобавок, ещё вдруг раскроете присутствующим на этом форуме невеждам глаза на то, что Оффенбах — это не Оффен Бах (один из сыновей И.С. Баха), — боюсь, это может грозить Вашим собеседникам смертью от когнитивного диссонанса.

    Вы такой умный, такой умный :) Талантище :)

    Хотя, если честно, душный Вы — шутки однотипные и совершенно дурацкие.

    Про плотный гастрольный график ансамбля «Кантеле» — это единственная Ваша шутка, над которой я хохочу до упаду :) Тоже мне, удивили — раз в год за границу выедут, а потом десять лет об этом вспоминать будут — какие-де мы великие и востребованные :)

    Голосовать - 0 | 0 +
    слушатель
    12.4.2013 в 11:17
  • То, что Вы ошибочно приняли за «эрудицию» — старый музыкантский

    анекдот.(кроме собаки Бетховена).

    Павел Серябряков был ректором Ленинградской консерватории.

    И, вместо смайлика, спасибо, что с третьей попытки поняли, что,

    обращаясь к собеседнику письменно, нужно писать «Вы», а не

    «вы». Это уже немало.

    И, пожалуйста, не ешьте, не используйте дипломы как туалетную

    бумагу, и не пытайтесь продать. Есть в подобных устремлениях

    что-то странное.Ваши советы на эту тему — признак пугающий.

    Смайлик!

    Голосовать - 0 | 0 +
    макс
    12.4.2013 в 12:29
  • Макс, вы очень неудачно сделали вид, что не уловили мой сарказм в Ваш адрес :)

    Худшее, что П. Серебряков сделал в своей жизни — это принял участие в создании в Петрозадырске филиала ЛОЛГК. Ни к чему хорошему это не привело, кроме появления на свет армии недоучек-недомузыкантов с корочками о высшем музыкальном образовании, которым место на помойке.

    Не гордитесь своим дипломом. Гордиться нечем.

    Если бы вы были высококлассным музыкантом — то работали бы не в «Кантеле», а в Мариинском театре, например. И в настоящий момент вам было бы наплевать на эту тему и её обсуждение. Разве что она бы вас интересовала как слушателя, которого пару раз «надули» (слушатель купил билет на концерт «Государственного ансамбля», а ему подсунули откровенную халтуру).

    Голосовать - 0 | 0 +
    слушатель
    12.4.2013 в 12:46
  • Кстати, Макс. А ваше имя случайно не Андрюша? В смысле, «по паспорту» (с)?

    Голосовать - 0 | 0 +
    слушатель
    12.4.2013 в 12:49
  • Так называемый «Макс- Андрюша» не позорься, для начала сделай сам что-нибудь стоящее))) Напиши сам статейку, да так, чтобы тебя хоть где-то опубликовали или аранжировку напиши, как это делает Иванов, хоть что-то своими руками. ;) Лично мое мнение следующее — раз народ идет на выступления, раз билеты покупаются, то как говорится «пипл хавает», то есть народу нравится — а это главное в этом бизнесе; как не крути, а это бизнес, хоть и ориентированный на этнос.

    Голосовать - -1 | +2 +
    Ветер
    13.4.2013 в 12:01
  • Ветер,

    Раз это бизнес — пусть Кантеле переходит на самоокупаемость, а не за бюджетный счет существует. Вот и посмотрим тогда — выживет или нет... Тогда и выводы сделаем.

    Голосовать - 0 | +1 +
    интересуюсь
    14.4.2013 в 22:38

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие