Интернет-журнал Республика Карелия

Образы своими словами

Владлена Громова 13 февраля 2013
Голосовать -24 | +81 +
Нэн Хуер "Пустыня", 12'35'', 1985 (источник изображения: artguide.ru)

Нэн Хуер "Пустыня", 12'35'', 1985 (источник изображения: artguide.ru)

Лауреат конкурса «Премия Кандинского» петрозаводчанка Владлена Громова рассказывает о столичных выставках медиатворчества. Поскольку в Петрозаводске такие показы вряд ли будут возможны, «Республика» решила представить читателям небольшой обзор экспозиций одного из самых современных видов искусства.

 

«Жизнь представляется по-настоящему живой, только когда мы рассматриваем ее в перспективе музея…»

Борис Гройс

Нэн Хувер

В январе на площадке Центра дизайна ArtPlay в Москве Государственный центр современного искусства показал работы нидерландской медиахудожницы Нэн Хувер. Проект осуществлен при поддержке фонда Нэн Хувер, основанного сразу после ее смерти в 2008 году, и Нидерландского института медиаискусства MonteVideo. В его собраниях находится более тысячи работ, среди их авторов есть начинающие медиахудожники и широко известные мэтры видеоарта — Вольф Фостель, Пипилотти Рист, Марина Абрамович и др.

В Москву привезли шесть видео. Проецируемые на стены и на пол, с едва заметным движением, пространственные композиции сродни живописным полотнам, в которых время – скорее прерогатива зрителя, нежели художника. Подбирая ракурс, варьируя масштаб и освещение, Нэн Хувер делает привычные объекты неузнаваемыми.  Лишенные всякой телесности пальцы и глаза предстают в ее работах необыкновенными ландшафтами. Художница играет со зрителем, манипулируя его ожиданиями, позволяет на мгновение узнать объект, который тут же превращает в абстракцию. Будь то ткань, бумага или рука —  все приобретает многоликую природу. Например, проекция «Пустыня»: чуть меняется свет, и вместо песочного пейзажа — женское тело, в реальности — ловко заснятый лоскут ткани.

 Нэн Хуер "Пустыня", 12'35'', 1985 (источник изображения: artguide.ru)

Нэн Хувер. "Пустыня", 12'35'', 1985 (источник изображения: artguide.ru)

Ее работы полны спокойствия и тишины, чему способствуют не только визуальные образы, но и звуковое сопровождение. Абстрактные нежные шумы, ассоциируемые и со звуками природы, и со звучанием города, погружают в ирреальное пространство. О своих работах Нэн Хувер говорила: «Мои образы обращены к внутреннему миру зрителя, где каждый способен мечтать и объяснять их своими словами».

 

 Нэн Хувер "Движение и свет", 1975, 16'33" (источник изображения: artguide.ru)

Нэн Хувер. "Движение и свет", 1975, 16'33" (источник изображения: artguide.ru)

Художница по праву считается одним из пионеров видеоарта. Начав работать с видео в 1970-х, она сменила Нам Джун Пайка, легендарного основателя этого направления, на посту профессора Академии художеств в Дюссельдорфе.

Нэн Хувер работала с аналоговыми технологиями, однако довольно простые художественные приемы, использованные ею еще в 1980-х, актуальны и теперь. Доступность материалов и технических средств (макросъемка и пр.) диктует свои темы. Впрочем, многократное возвращение к приемам представления тела как пейзажа посредством игры масштабов вполне оправдано, ведь эта игра принимает самые разнообразные формы. Например, заполонившие в последнее время Интернет ироничные пейзажи американского фотографа Алана Тегера, впервые напечатанные еще в 1976 году черно-белые снимки  женских тел с кипящей на них жизнью игрушечных человечков. Или же пейзажи микроскопической жизни (бактерии, вирусы и пр.) в экспериментах художников направления Science art, только набирающего силу в России — продолжение той же темы. Возможно, поэтому пейзажи Нэн Хувер вошли в историю и легко вписываются в современный контекст медиаискусства.

 Чарльз Сэндисон

Выставка на ArtPlay — не единственное крупное событие начавшегося года в медиажизни Москвы. В ЦВЗ «Манеж» была показана масштабная инсталляция «Земное эхо солнечных бурь» финского художника британского происхождения Чарльза Сэндисона. Выставочное пространство было всецело заполнено цитатами из текстов Александра Чижевского – русского теоретика космизма, философа и поэта. Чарльз Сэндисон предложил посетителям оказаться в центре некой «гуманитарной матрицы», в полной тишине погрузиться в заполненное буквами трехмерное движущееся пространство. Текст – основной материал в работах художника. С помощью компьютерных технологий он экспериментирует с иммерсивными свойствами видеоинсталляций. Сэндисон — участник Венецианской биеннале 2001 года, а в 2010-м был удостоен Art Fennica Prize, самой крупной премии Финляндии в области искусства.

Ольга Тобрелутс

Грандиозное начало года продолжают и русские звезды медианебосклона. Московский Музей современного искусства (ММСИ) и галерея «Триумф» показывают ретроспективную выставку Ольги Тобрелутс «Новая мифология».

Ольга Тобрелутс — ученица широко известной Академии изящных искусств, основанной Тимуром Новиковым в Ленинграде. Однако известность художница приобрела своими мультимедийными проектами, которые стали доминирующими в ее творчестве после обучения 3D-графике в Берлинском институте (ART+COM). Ретроспектива включает ее живописные полотна, трехмерные компьютерные изображения и видео. Основная тема работ – размышление над массовой культурой, мифологией повседневности. Выставка будет работать до 24 февраля (Ермолаевский пер., 17).

Ольга Тобрелутс "Взлет и падение", холст масло, 2012 (источник изображения: artinfo.ru)

Ольга Тобрелутс. "Взлет и падение", холст масло, 2012 (источник изображения: artinfo.ru)

Собственно, «звездное» начало года обусловлено еще и тем, что в Москве появилась новая площадка для медиаискусства. Открывшийся в ноябре 2012 года Музей экранной культуры (пространство ЦВЗ «Манеж») выставкой столпов видеоарта (Гарри Хилл, Марина Абрамович и др.) упрочил статус медийных технологий на арт-сцене столицы. Теперь помимо ММСИ, ГЦСИ и Винзавода, где достаточно регулярно выставляются представители «технологического искусства», существуют два музея, посвященных именно этим направлениям: упомянутый Медиамузей (Манежная пл., 1) и Мультимедиа Арт Музей (ММАМ, Остоженка, 16).

Безусловно, наличие площадей не решает всех проблем презентации масштабных медийных проектов. Требующие серьезных финансовых затрат экспозиции не всегда выдерживают поток посетителей, поэтому желающим увидеть задуманный проект без изъянов лучше не затягивать и посетить выставку в первые дни работы. Однако в Музее экранной культуры планируют медиатеку с публичной коллекцией медиаискусства (постоянной экспозицией), где все возможные технические погрешности должны быть учтены. Таким образом, экранное искусство все больше обживает Москву, и, возможно, в скором времени коллекции медиаарта станут так же легко доступны для зрителя, как и собрания живописных произведений.

Нет мнений Добавить мнение?
Еще нет ни одного мнения.

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие