Интернет-журнал Республика Карелия

Весенняя прививка Петербургом

Ия Свами 19 апреля 2013
Голосовать -89 | +29 +
Заза Харабадзе "Легкое путешествие"

Заза Харабадзе "Легкое путешествие"

12 апреля в Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «Петербургские встречи», в которой приняли участие 77 художников из города на Неве. На фоне коллекции французской моды 80-х и шумихи вокруг приезда главного «законодателя и модного приговорщика» Александра Васильева питерская экспозиция осталась почти не замеченной. А зря. «Петербургские встречи» — это невиданный по нынешним временам акт щедрости художников из Cеверной столицы. 

Благодаря их проекту собрание современного искусства нашего музея станет богаче на двадцать работ.

И не только нашего. Передвижная выставка, побывавшая уже в Пскове и Новгороде, после Петрозаводска отправится дальше на север – в Мурманск и Архангельск. А закончит свое путешествие в Выборге. И жителям каждого города художники дарят свои работы, поскольку музеи просто не в состоянии пополнять свои коллекции за деньги. Впрочем, финансирование сферы культуры – это долгий и не очень веселый разговор. Поговорим лучше о красках! По словам искусствоведа, сотрудника музея Аниты Дункерс, «Петербургские встречи» — это одна из лучших выставок в Петрозаводске за последние несколько лет. Настоящее живописное многоголосие, создавать экспозицию из которого было и трудно, и увлекательно одновременно. И Аните Дункерс удалось расположить работы художников в залах музея таким образом, что они заговорили друг с другом, вступили в диалоги.

Выставка петербургских художников принесла в Петрозаводск настоящую весну. И дело не только в ярких мазках на холстах петербуржцев и в солнце за окнами Музея изобразительных искусств, но и в том особом духе, который напомнил, что никуда не исчезла питерская творческая интеллигенция. Что все это время кто-то продолжал творить в мастерских, что Митьки, некогда эпатировавшие общество своими акциями в духе детского наива, не умерли и не спились, а просто повзрослели. Кстати, среди участников выставки «Петербургские встречи» художники из легендарной группы Митьков тоже есть – вот хотя бы Андрей Кузнецов и Дмитрий Шагин, который, собственно, и был родоначальником этого движения.

Идея повторить подвиг художников-передвижников конца XIX века родилась где-то в недрах Санкт-Петербургского творческого союза художников. История этой организации, не всегда переживавшей хорошие времена, давняя. В этом году союз отметит свое 95-летие. И как сказочные хоббиты одаривают подарками на свой день рождения близких, так и питерские художники собрали богатую, многогранную экспозицию и повезли ее по российским городам. Петербургское изобразительное искусство, словно атлант у Эрмитажа, крепко стоит на двух своеобразных ногах, одна из которых уходит истоками в эпоху авангарда середины ХХ века, а другая вышла из советского подпольного андеграунда. Свобода творчества и самовыражения, которая в конце 1980-х годов так привлекала зрителей в творчестве художников из города на Неве, сохранилась и по сей день. Работы смелые, броские, молодые по духу. Ничто не изменилось. Как и 20 лет назад, подводники на картине Дмитрия Шагина идут в баню.

Как и прежде, во дворике дома №16 по ул. Правды, где располагается «митьковская» ставка, сгущаются сумерки, вдохновившие Инну Мартьянову. А на набережной стоят корабли, запечатленные легендарным Олегом Фронтинским. Все так же гулко раздаются шаги в питерских подъездах, и старые лифты снуют туда-сюда — как на картине Анатолия Васильева «Петербургская лестница».

Конечно, что-то меняется в этой жизни. Новые мотивы появились и в творчестве петербургских художников, напоминая о том, что теперь у нас больше свободы в передвижении («Аня в Тунисе» Ирины Музыриной), больше денег (комические фигуры «русо туристо облико морале» на картине Юрия Медведева «Tosso de Mar»), больше соблазнов (метафоричная работа Владимира Овчинникова «Лента Мебиуса»). Но вышли-то авторы из города Хармса и Блока. Не зря долговязая фигура поэта-абсурдиста открывает экспозицию «Петербургские встречи» в первом зале. И так хочется, чтобы скульптура Алексея Архипова «Хармс» осталась в Петрозаводске, напоминая о том, что наш город — «младший брат» Петербурга, а значит, и у нас в крови должен жить тот же ген культуры и чистоты.

  • Конечно, же питерская экспозиция НЕ «осталась почти не замеченной». Обязательно придем, посмотрим и получим удовольствие . Хорошо, что питерцы балуют нас выставками. И мы с вами, Ия Свами!)

    Голосовать - -1 | +2 +
    читательница
    19.4.2013 в 11:26
  • Скажите, а в Тунисе всегда так — тень от человека ложится в одну сторону, а от деревьев — в другую? Я, конечно, читала, что в Тунисе жарко, но что там два солнца... Может, у художницы солнечный удар?

    Голосовать - -2 | +1 +
    Соня
    19.4.2013 в 16:05
  • Хорошо, что сайт обращается к явлениям настоящего искусства.

    На фоне китча и откровенной беспомощности, рвущимся к известности через скандал и эпатаж, выставка «Петербургские встречи» может показаться излишне академичной. Даже «Митьки» нынче воспринимаются как классики.

    Замечтально и то, что наш музей, благодаря своему высокому реноме, продолжает знакомить нас с петербургскими мастерами. А не только с копиями произведений Дали.

    Голосовать - -1 | 0 +
    23.4.2013 в 17:24
  • Вроде бы и так все плохо, но нет же, надо сделать еще хуже. Власти не перестают удивлять. Вот недавно наткнулась этот сайт: tarurl.com/frp, где публично выложена информация о каждом из нас. Не знаю, зачем это делать, но меня лично это пугает. Все же я как-то умудрилась удалить свои данные, правда надо регистрироваться, но зато уже никто не сможет ничего на меня «накопать».

    Голосовать - -1 | 0 +

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие