Интернет-журнал Республика Карелия

«Душу надо мыть»

Евгения Волункова 8 октября 2012
Голосовать -2 | +81 +
«Душу надо мыть»

Рассказывают, что настоятельница Сяндемского женского монастыря хапнула горя. Когда она приехала в Сяндебу  возрождать монастырь, на святом месте была непроходимая чаща. Матушка Варвара жила в шалаше, мылась в озере, много работала и молилась. Каким именно образом одинокая женщина смогла возродить святую обитель, одному Богу известно — именно на него она и ссылается, отказываясь говорить о себе и жизни монахинь. 

— Вот здесь раньше был Успенский храм, — показывает матушка Варвара на поклонный крест.  — Вот там — Каменный храм во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Тоже не сохранился — разрушили в войну. Где-то тут неподалеку покоятся нетленные мощи нашего святого — Афанасия Сяндемского. Намоленное это место, сильное.

Небо ближе

Раньше монастырская обитель была мужской. Первую церковь и восемь келий, в которых жили монахи, Афанасий Сяндемский, ученик преподобного Александра Свирского, основал в XVI веке. Шведы сожгли Троицкую церковь во время Ливонской войны в 1582 году. Ее восстановили, и снова сожгли в 1720-м. Потом опять было восстановление, затем -  переименование пустыни из мужской в женскую. После Октябрьской революции здесь даже был совхоз. Во время Великой Отечественной все здания монастыря были уничтожены. И в 2009 году в Сяндебе появилась матушка Варвара. В 2011 году преосвященный архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря.

Мы приехали в Сяндебу за полчаса до вечерней службы. Этого времени хватило, чтобы обойти всю территорию монастыря.

Несколько келий. Сараи. Недостроенная гостиница для паломников и трудников. Маленький храм. Строящаяся купальница у озера и двухэтажная, похожая на дачный домик, обитель. Крякающие утки в загоне. Вот и все хозяйство.

Матушка Варвара обещает поговорить с нами после службы. За пятнадцать минут до ее начала к храму начинают подтягиваться монахини и послушницы. Монахинь всего пять, послушниц всего две. Деревянный Троицкий храм стоит у самого озера. В воде отражается осенний лес.

— Какую красоту создал Господь, скажите? — раздается у меня за спиной.

Вздрагиваю: монахиня Нонна подошла очень тихо.

Нонна — самая старшая. «Мне семь и пять», — смеется она. В Сяндебу она приехала из Важеозерского монастыря.

— Там монастырь мужской, нежелательно мне там быть, — объясняет своей переезд Нонна.  — Игумен благословил меня, и вот я здесь. Тут хорошо, красиво, тихо. И небо ближе. Видите?

Монахиня Нонна

Монахиня Нонна

Земля под нами горит

Во время службы сидим в «предбаннике» храма. Рядом стоит одна из послушниц: в храме так мало места, что всем монахиням вместе с батюшкой не поместиться.

После службы ко мне снова обращается Нонна.

— Я ушла сюда, чтобы душу спасти! — поднимает вверх указательный палец. — И свою, и своих родных. Земля под нами горит: грешники мы все. И потому молиться, молиться надо непрестанно. В храм ходить, прощения у Господа просить. Господь — он ведь есть сама любовь! Любите ближних своих, не осуждайте никого. Плохо осуждать. Грех это. На свои грехи смотрите и за них молите Бога.

После короткой молитвы в трапезной ужин проходит в полном молчании. Удручающе гремят ложки. Вилок нет. Мы сидим за одним столом, монахини — за другим. Сегодня пост: нельзя молочные продукты, рыбу. Мы не успеваем доковырять картошку, как монахини встают и начинают молиться — трапеза окончена. Когда они уходят, мы остаемся, дожевываем стоя.

— Ешьте, не бойтесь, — подходит послушница Галина. — И не спешите, вам некуда.

Господь привел

Запланированного разговора с матушкой Варварой не получается.

— Матушка, расскажите, как вы здесь очутились? Почему сюда приехали, откуда?

— Господь привел.

— А как вы одна тут жили, как начали строительство без знаний, без помощников?

— Это не я начала. Это Господь. Все Господь сделал, я тут ни при чем.

— Но... как это — ни при чем?

— Я не могу ничего рассказывать. Нечем хвастаться! Нам официально всего год. Давайте не будем обо мне? Обо мне неинтересно. Давайте лучше о нашем святом! У нас такой чудесный святой! Преподобный Афанасий погребен здесь, под спудом...

— А как же подвиги, о которых говорят люди? Ведь они не о Боге рассказывают, а о вас!

— Подвиги совершают трудники. Вот о них надо писать. Идемте, познакомлю.

Дома все не то

Семья из пяти человек трудится в монастыре уже пять дней. Сегодня — последняя ночь, завтра поедут домой в Смоленск.

— Супчику горячего хотите? Холодно, так сразу согреетесь, — одна из трудников с порога усаживает нас за стол открытого всем ветрам сарая.

В сарае темно, супа не видно. Но здесь только едят, а спят в недостроенной гостинице.

Все паломники. Уже пять лет ездят по святым местам. О том, что в Карелии есть единственный женский монастырь, узнали случайно.

— Моя мама — медсестра, — рассказывает молодая девушка Ольга Иванова. — И от одной пациентки она узнала, что та собирается в Карелию, в Сяндемский монастырь. А я до этого на Валааме была у вас — мне понравилось. Стало любопытно: что это за женский монастырь такой? Собрали девять человек и приехали в августе посмотреть. Как увидели, что нужна помощь, сразу с радостью согласились помогать. Неделю трудились, но работы много — всего не успеть. Так что приехали опять.

— Удивительно, сколько они за пять дней сделали! — вступает в беседу матушка Варвара. — И бревна шкурили, и сараи строили-красили, и дров напилили, и капусту заквасили...

— Да ладно вам, матушка, — краснеет в темноте отец Ольги Сергей. — Основная рабочая сила здесь — это вы.

— Она тут, как строгий прораб, — поворачивается к нам Сергей. — Все контролирует, во всем участвует. И ведь без ее благословения ничего сделать нельзя! Такие правила. Лучше десять раз переспросить, но самому ничего не начинать. Все на ней: и сметы, и проекты, и покупки, и процесс... Она даже машину водит — кому-то надо материалы закупать! Удивительная женщина!

На вопрос, чем же так притянул трудников именно Сяндемский монастырь, отвечают хором: «Тут хорошо!»

— Домой приезжаешь — и как-то все не то. Суета снова, заботы... А здесь про дом не вспоминаешь вообще. На душе спокойно. Мы, чтобы сюда приехать, берем отгулы и жалеем, что раньше отпуска на другие поездки потратили.

Трудники в Сяндемском монастыре — гости нечастые. Потому что информации о нем мало.

— У нас на федеральной трассе даже указателя нет, — говорит матушка Варвара. — Дорого стоит... Да и размещать нам людей негде. Сейчас молимся, чтобы скорее завершить гостиницу, тогда будет проще.

— Хотелось бы работать тут не спеша, — добавляет Ольга. — Что-то сделал, потом пошел рыбу половил, ягоды пособирал. Тут же так красиво! А мы вообще ничего сейчас не успели: каждый день в шесть утра вставали, к полуночи ложились...

Сяндемский монастырь существует на пожертвования. Ежемесячную  сумму нам не сообщили. Но матушка Варвара говорит, что помнит всех, кто помогал в строительстве.

— Приезжали люди из питкярянтского прихода — можно сказать, они в основном и помогали строиться. Интересно, что приезжают из Кондопоги, Москвы, Смоленска, а из Олонца и Сяндебы нет никого. Странно, что те, кто рядом, не интересуются, не участвуют...

«Мать для всех»

О монастырском быте матушка Варвара рассказывает мало. Говорит, все дни здесь — службы, молитвы и разная работа. Кто готовит, кто стирает, кто ухаживает за птицами. И все как могут участвуют в строительстве. Пробовали нанимать рабочих — толку мало. То запьют, то забьют. Самим как-то сподручнее.

Мобильной связи в Сяндебе, считай, нет: телефон «ловит» местами. Интернета тоже нет. Так что о том, что пишут о монастыре в Сети, монахини понятия не имеют. Когда я сказала, что в группе монастыря «ВКонтакте» есть призыв везти в монастырь продукты, матушка Варвара даже расстроилась: «Пожалуйста, напишите, что нам не надо продуктов! Мы не голодаем, слава Богу. Москвичи приезжали сейчас, всяких вкусностей навезли...»

— С чего начинается путь монахини? — спрашиваю матушку Варвару.

— С духовного отца... У вас должен быть свой батюшка, у него нужно получить благословение. Сначала живете здесь в качестве послушницы, смотрите, нужно ли это вам. Потом проходит время —  можно постричься в монахини...

— Это как будто нужно пройти испытательный срок? Вытерпеть лишения...

— Нет никаких лишений. Одна радость от служения Господу.

— Всех ли принимаете? Случалось ли так, что кому-то отказывали?

— Принимаем всех. Но немногие приходят в послушницы. Приезжают в основном за благословением, добрым словом, с бедами и просьбами.

— Получают, что просят? Случаются чудеса?

— Да, случаются. Каждый получает то, зачем приезжает. Но это их личные тайны, я не могу о них говорить.

— Вот Нонна говорит, что надо обязательно ходить в храм, иначе Бог не услышит. Но разве Бог не внутри каждого из нас?

— Милая моя, чтобы спасти душу, нужно участвовать в таинствах церкви, причащаться, исповедоваться. Это как баня: вот ты в бане моешься, так же нужно и душу мыть. Если не делать шагов навстречу Господу, он не протянет руку. Он не заставляет приходить к нему, но ждет. Если не придешь — так и останешься созерцателем.

— Вы благословляете каждого на разные дела... Здесь все зависит от вашей воли?

— Каждый, кто сюда приходит, отказывается от собственной воли. В этом суть послушания. Но здесь не моя воля, а Господа. Я только мать для всех...

— Что вы можете сказать об остальных монахинях?

— Господь привел таких чудных! Добрые, хорошие, жертвенные: всегда готовы помочь друг другу, уступить. Если она устала, все равно подставит плечо. Мы живем как большая семья. В труде, радости и любви...

Нельзя жаловаться

В недостроенной гостинице нет света и тепла, электричество еще не проведено. В комнатах — сырые одеяла и подушки. Приехавшие из Смоленска трудники спят в спальниках на диванах — им тепло. У нас спальников нет.

— Так, — многозначительно произносит Сергей Иванов. — Давайте-ка я уступлю вам диван.

Не обращая внимания на наши протесты, трудник ложится спать на ледяной пол...

Утром за завтраком во время молитвы на меня шикает монахиня Нонна: показывает руками, что надо бы надеть платок. И потом всю трапезу недовольно на меня поглядывает.

Подсаживается матушка Варвара, заглядывает в глаза:

— Женечка! Хороший мой человечек! Вчера так не шла у меня беседа... И монахини мои тоже не хотят обсуждать с вами жизнь здесь.

Молчу, расстроенная. За окном под дождем работают монахини: таскают тазы, выливают из ведер какую-то жижу...

— Ты пойми, — продолжает матушка Варвара, — нам нельзя жаловаться. И не на что. Нет у нас горестей! У вас кресты похуже бывают. А мы купаемся здесь в радости и Божьей благодати. Показывать наш быт — это вопреки уставу. Не для того мы здесь уединились. Понимаю, вы хотите помочь. Но если даст Бог — помощь придет сама. Как к нам трудники приходят, знаешь? Набредет человек случайно на место, увидит, что помощь нужна, — и остается... Так что построимся с Божьей помощью.

Уезжаем незапланированно рано, следом за смоленчанами. Дождь еще идет, но матушка Варвара провожает нас до машины. Низко кланяется и крестит каждого. «Извините, что не оправдала ваших ожиданий, — просит виновато. — Любите и прощайте друг друга. И храни вас Бог».

Фото: Яков Симанов

Карту проезда к Сяндемскому женскому монастырю и подробную информацию для желающих его посетить можно найти в группе монастыря «ВКонтакте».

  • фотки очень здоровские

    Голосовать - 0 | +8 +
    Иван
    8.10.2012 в 09:54
  • спасибо за утро тихое, Жень...и фотографии, я Яшу сразу узнала...спасибо, Яш

    Голосовать - -1 | +2 +
    Марина Галаничева
    8.10.2012 в 10:10
  • Евгения, очень хорошо вы сумели написать, даже без излишков информации!

    А теперь собирайте бригаду из Птз (думаю, что из редакции найдутся журналисты и фотографы), которая поедет в ближайшее время в Сяндебу помогать со строительством!

    Голосовать - -2 | +3 +
    K
    8.10.2012 в 10:40
  • Это удивительно. Матушки настоящие подвижницы... И это здорово что в наше современное, равнодушное, современное грешное время есть такие святые места, настоящая реальность где нет виртуального общения, а чувствуешь Господа везде!!!

    Голосовать - -1 | +5 +
    Елена
    8.10.2012 в 13:59
  • «Настоятельница... хапнула горя»... «То запьют, то забьют»... Зачем — здесь! — этакие вульгаризмы? Не тот лексический пласт копнули, Евгения. Ну, это не иначе как лукавый глаза отвёл, мстит за посещение «святого места»...

    Монашество гораздо труднее даётся «в миру». Инок — потому инок, что «иной» (другая этимология — «один»), и для реализации присущей ему «иньшести» нет необходимости уходить в чащобу. Бог везде, а не только близ мощей и свечей. Как и диавол, князь мира сего, — что и наблюдаем. А славить Бога — не означает ровным счётом ничего: «И бесы веруют, и трепещут», — предупреждает нас апостол Иаков. Вера не даёт спасения, а только добрые дела: подвигам всегда есть место в жизни.

    Голосовать - -3 | +10 +
    Андрей Тюков
    8.10.2012 в 14:38
  • — что здесь неуместны разговоры о мирских делах, вольное обращение, смех и шутки, громкие разговоры, в т.ч. по телефону.

    — при встрече мирянин первый кланяется игуменьи, священнику и монашествующим.

    — женский монастырь управляется игуменьей, которая носит наперсный крест и имеет право благословлять, но не как священник, а тремя перстами или наперсным крестом, к которому следует приложиться. Можно приложиться после благословения и к руке игуменьи.

    ОСОБО НАПОМИНАЕМ о том, что ФОТО- и ВИДЕОСЪЕМКА внутри храма, а также монашествующих сестер без благословения настоятельницы монастыря (игум. Варвары) ЗАПРЕЩЕНЫ!

    ВАЖНО ЗНАТЬ, что не разрешается ходить по кельям насельниц, вступать с ними в праздные разговоры и задавать некорректные вопросы. (из группы в Контакте)

    Да, несладко там материал собирать))

    Голосовать - -2 | +2 +
    Хмм
    8.10.2012 в 15:05
  • Спасибо вам Евгения! Замечательная статья получилась! Прочитала и как будто снова побывала в монастыре...

    Голосовать - -2 | +3 +
    Ольга
    8.10.2012 в 15:27
  • На фото под названием «Поздний ужин трудников из Смоленска» выражение лица у Волунковой такое, как будто она у трудников на десерт.

    Голосовать - -1 | +1 +
    Серж!
    8.10.2012 в 17:51
  • Столько фоток, и ни одного котика... Измельчала Волункова.

    Голосовать - -6 | 0 +
    Споцапь
    8.10.2012 в 18:27
  • Хорошо, тихо, красиво... На природе вообще чувствуешь себя ближе к богу, даже и необязательно в монастыре. А когда сливаются воедино небо с озером, настоящее волшебство.... Бог, он везде и лексикон не причём тут. Главное, это люди, кто-то приближается к богу, кто-то удаляется от него. У каждого свой выбор. И приближаться и удаляться можно по разному. Замечательный материал. Ощущение, что прикоснулась к чьей-то тайне. И хорошо, что не рассказывают много, не нужно нам знать причин, почему и как люди отдаляются от мира, на то их воля и их тайна. Мы восхитились, и мы задумались, и это много...

    Голосовать - -1 | +4 +
    marusya
    9.10.2012 в 00:09
  • Добрая и заставляющая задуматься статья. Даже не статья, нет...откровение. Спасибо.

    Голосовать - -1 | +2 +
    Андрей
    9.10.2012 в 18:48
  • Молодец, Женя! Чутко и хорошо написала! В Сяндеме именно так.

    Туда стоит приехать поработать, пару дней, неделю пожить.

    Походить на службы, не из под палки, а так — для себя.

    И все откроется и место и люди и Господь.

    Поэтому не переживай, статья замечательная и фото!

    Голосовать - -1 | +1 +
    Михаил
    10.10.2012 в 15:25
  • О Господи: «хапнула горя», «предбанник храма», «какая-то жижа»... Двойка с минусом за стилистику!

    Голосовать - -1 | +5 +
    Tatiana
    11.10.2012 в 13:30
  • эта Варвара — умолишенная! сгнобила иеромаха Афанасия из Митрофаниевского скита. а для болеющих ПГМ — в самый раз — типа «матушка»!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Кирилл
    19.10.2012 в 14:35
    • Кирилл, а Вы общались с «этой Варварой» чтобы говорить такие громкие слова?

      Вспомнились пару фраз, которые я хочу посвятить Вам:

      «Вы смеетесь надо мной, потому что я отличаюсь от вас, а я смеюсь над вами, потому что вы не отличаетесь друг от друга. Булгаков М»

      «Грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь! У. Шекспир»

      Голосовать - 0 | +1 +
      Елена
      22.10.2012 в 14:36

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие