Интернет-журнал Республика Карелия

Культурный шок

Голосовать 0 | +8 +
Культурный шок

Оффенбург — тихий немецкий нетуристический городок. Я стою посреди улицы и смотрю на фонтан. Вдруг из магазина неподалеку выходит немец со стулом. Улыбаясь, он ставит передо мной стул и предлагает сесть. Мол, зачем же вам, мадам, стоять? Посидите. Я работаю неподалеку. Если что-то понадобится — обращайтесь. Я сажусь на стул без дара речи. Ничего себе, говорю я себе, нравы у этих немцев. А немец между тем даже ничего у меня не спрашивает — просто уходит в свой магазин. Я остаюсь сидеть. Позже мне приходится долго объяснять подруге, какого черта я делаю на стуле посреди города.

Тот же Оффенбург, ресторанчик. Мы втроем сидим за столиком на улице. Сделали заказ, фотографируем друг друга. Тут подбегает официант, берет у нас фотоаппарат и предлагает сфотографировать нас. Мол, вам же хочется быть на фотографии вместе? Мы оставляем ему хорошие чаевые.

Страсбург. Я иду по улице с картой. Потерялася я. Спрашивать у французов дорогу на английском как-то неудобно, и я разбираюсь сама. И тут ко мне подходит бабушка. Сама, заметьте, подходит. Я даже вздрагиваю от неожиданности, услышав над ухом: «Вам помочь?» Я киваю в каком-то шоковом состоянии. Я не привыкла к тому, что какому-то чужому человеку есть до меня дело. Но дальше — больше. Бабушка не говорит по-английски. Как она мне поможет? Она чуть отходит и ловит первого попавшегося мужчину. Что-то ему говорит, тот кивает, и оба подходят ко мне. Мужчина инглиш знает. Вместе с бабушкой они находят мне дорогу и машут на прощанье ручкой. И улыбаются, черт возьми.

Баден-Баден. Немецкий город-курорт. Нам надо в баню, где баня — мы не знаем. Ловим такси. Спрашиваем у таксиста, где баня. И он не просто нас туда везет. Он рассказывает, в какой бане нам будет лучше, где какие цены.  Он советует, где нам поесть и куда сходить. Даже провозит мимо ресторанчика, который нам посоветовал, чтобы мы не потерялись. Причем этот крюк не входит в его счетчик. Он это делает просто так, чтобы нам помочь. И даже рассчитывает для нас время, чтобы мы успели на электричку.

Я уже не берусь рассказывать о чистых туалетах, цветах на каждом заборе, о велосипедных дорожках, о дорожках для инвалидов... Инвалидов, кстати, на улицах очень много. Все потому, что они не сидят дома, как наши. Для них здесь оборудован отдельный мирок, в котором им хорошо и комфортно. В Оффенбурге на улицах очень много родителей с детьми, которые ездят с ними за ручку на велосипедах. Те, кто слишком мал, — в колясках, которые также пристегнуты к велосипеду родителя. Я живо представила себе, как я пристегиваю коляску к своему велику в Петрозаводске и выезжаю на дорогу. Чпок, и нет ни меня, ни детей...

Доброжелательность европейцев, их внимание к окружающим людям многие объясняют просто: у них нет тех забот и стрессов, что есть у нас. О них заботится правительство, у них прекрасные условия для жизни, они не боятся завтрашнего дня. В отличие от нас: мы же все время о чем-то печемся, наступаем в говно и не видим себя в будущем. И все-таки я не могу связать в кучу боязнь завтрашнего дня и экскременты, размазанные по унитазу в женском туалете. Я не понимаю, как маленькая зарплата порождает жестокость, злость и эгоизм. В конце концов, разве не должна культура просто жить в нас, несмотря ни на что?

 

Когда мы прилетели в Москву, то купили билеты на трансфер из аэропорта до центра Москвы. Работник аэропорта пропускал людей через ворота по билетам, а мы стояли рядом с очередью и ждали одного опаздывающего человека. Когда он подошел, мы пошли к работнику, протянули билеты, но он хлопнул перед нашим носом дверью. «Все! Я пошел пить кофе!» — сказал он нам и, правда, пошел. Мы оторопели. «Постойте! — закричали мы. — Как же так?!» На что он заорал: «А че вы стоите — тупите? Я вас ждал, теперь вы меня подождете. Я пошел пить кофе». Тогда мы стали кричать ему в спину, что мы просто ждали друга. Работник развернулся с ужасно недовольной рожей и процедил сквозь зубы так тихо, чтобы нам было слышно: «За**али, бл**». И открыл нам дверь. «Велкам ту Москоу», — сказал кто-то из нас. С этого, в общем-то, и начался мой культурный шок.

 

P.S. После Европы мне хочется быть лучше. Внимательнее к другим. Терпимее. Толерантнее. Я буду стараться. Мне стыдно быть другой.

 

 

  • ja tozhe nemnozhko v shoke... Mne kazhetsa — esli posle Evropy hochesh byt' luchshe i vnimatelnee — to nachat' nuzhno s ispravlenija kuchi opechatok... Neprijatno chitat'.

    Голосовать - 0 | 0 +
    7.7.2011 в 10:51
    • Очень метко) Опечатки лишний раз показывают глубину эмоционального шока автора). А вообще ощущение такое, что прочел статью из советской «Пионерской правды». Грустно за нашу прессу...

      Голосовать - 0 | 0 +
      7.7.2011 в 10:59
  • Полку восхищённых заграницей прибыло)) Не переживайте, попустит, катайтесь чаще, не будет шока, Евгения, и захочется самой собой быть, а не меняться, ведь не про вас же всякие мерзости. Про размазанное — сильно, не бережёте вы меня, читателя, совсем.

    Голосовать - 0 | 0 +
    7.7.2011 в 10:51
  • Евгения, сравнивая с твоим прошлым текстом, ругающим «антироссийскую» Европу, такое впечатление, что их два разных человека писали... Это наверное тоже от культурного шока? =))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Вадим Штепа
    7.7.2011 в 15:03
    • Вадим, там об отношении правительств больше и конкретно к русским. А здесь о культуре европейцев и просто отношении к людям. Ну и тот текст написан в первый же день нахождения в Европе. А этот — спустя неделю.

      Голосовать - 0 | 0 +
      8.7.2011 в 10:55
      Автор поста
  • Param, необязательно восхищаться заграницей или ненавидеть Россию, чтобы однажды задуматься: неужели получать маленькую зарплату и жить в грязи лучше, чем получать маленькую зарплату и жить в чистоте? Женя, спасибо за текст. Каждый раз, глядя на горы мусора возле каждой лавочки, я переполняюсь уверенностью, что никакая власть не сделает нашу жизнь достойной. Просто потому, что мы сами этого не хотим. Кто норовит не пропустить бабушку на пешеходном переходе? Кто гадит у себя под окнами? Кто ломает скамейки и бьет фонари? Это не президент делает, как его ни ругай. И не глава республики. И даже не чиновник-коррупционер. Все-таки без интеллигентского словечка «менталитет» не обойтись...

    Голосовать - 0 | 0 +
    • Так пропускайте бабушек и выкидывайте мусор, куда положено, причём тут власть, на самом деле, и других, на кого влияние имеете, детей своих, например, приучайте к тому же самому, и сознательность проявляйте, если кто-то бесчинствует, можно даже самому не лезть, ибо не дай бог, огребёте, так вызывайте специально обученных сотрудников. Вот насколько знаю, где всё в порядке в этом понимании, так и происходит.

      Голосовать - 0 | 0 +
      7.7.2011 в 20:23
      • Спасибо, Капитан Очевидность! Может, заодно подскажете, как быть с другими детьми других родителей, которые не читают этот сайт, а сидят возле Онежского озера и кидают туда пустые бутылки?

        Голосовать - 0 | 0 +
        • Этим злобным примером своих и поучайте, типа, смотрите : фффууууууууууууууууууу!

          Голосовать - 0 | 0 +
          9.7.2011 в 14:36
  • "В отличие от нас: мы же все время о чем-то печемся, наступаем в говно и не видим себя в будущем. "

    кто это мы? в смысле и я тоже? где-то я что-то подобное читал уже в комментариях)

    кстати, наступить в овно — к деньгам. примета такая.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Илья Покровский
    7.7.2011 в 21:12
    • Да, Илья. То-то у большинства россиян денег полные карманы. По приметам живем.

      Голосовать - 0 | 0 +
      8.7.2011 в 10:57
      Автор поста
      • а вы в европу забесплатно сказались?

        Голосовать - 0 | 0 +
        Илья Покровский
        9.7.2011 в 09:08
        • Да, как участник Летнего Унивеситета Демократии поехала. С собой, конечно, деньги были. Но если бы организация перелеты, гостиницу и питание не оплачивала, в Страсбурге мне точно не бывать.

          Голосовать - 0 | 0 +
          9.7.2011 в 12:00
          Автор поста
          • летний университет демократии.. музыка прям, не название

            Голосовать - 0 | 0 +
            9.7.2011 в 14:37
          • да, тоже отметил Летний Университет Демократии, может еще есть что-нибудь типа летний институт тоталитаризма

            Голосовать - 0 | 0 +
            Илья Покровский
            10.7.2011 в 06:46
  • Читаю комментарии — ничего не понимаю. За что кусаетесь? Хозяин кафе берет и выносит прохожему стул! Прохожий в шоке. Он прошил четверть века в своей стране,.много слышал о ее духовности и мощном влиянии Достоевского и Андрея Рублева на трепетные души соотечественников, но никто никогда ему стул не выносил... Чуждая, иноземная старушка сама подошла подсказать дорогу. Ее никто не просил. Почувствовала, что человеку нужна помощь. Автор так много слышал, что на Западе каждый сам за себя, там все индивидуалисты, даже их католицизм отличается от нашего православия отсутствием соборности. У нас главное общество, у них индивид. И вдруг бабка сама бежит тебе помогать... А у нас уже на границе какой-то хрюндель начинает издеваться. По-моему, очень симпатичная подборка. Эдакий «взгляд гурона», человека, который еще не научился воспринимать не нормальное нормальным. Ну, или, благодаря сравнению, увидел, сколь горбато мы живем. Остается только взглянуть на себя со стороны, вздохнуть и поддакнуть. А в ответ: «Автор, начни с себя, пиши без ошибок, не приятно читать... „Пионерская правда“, в смысле, слабовато написано... Кто это мы? Я лично о будущем не пекусь, не озабочен и в г-но не наступаю». Вы, правда, считаете все здесь написанное общим местом?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Александр Фукс
    8.7.2011 в 12:34
  • Решил разбить на несколько кусков, чтобы легче читалось. По поводу того, что начинать нужно с себя. Мол, мы сами мусорим, и правительство тут не при чем... Я замечал, что, когда я иду с каким-то фатиком, и вокруг чисто, я стесняюсь бросить его под ноги. Я не хочу нарушить чистоту. Мой фантик окажется гадким прыщом на чистом теле мостовой. Но, если вдруг я вижу мусорную кучу под кустом, этот стыд очень сильно приглушается. Там и так грязно, можно кидать, бумажкой больше, бумажкой меньше. Это нормальная психология обычного человека. Чем лучше власть организовывает уборку улиц, тем меньше обыватели мусорят. И второе. Очень люблю рассказ Зощенко о чистоте в немецких туалетах. Как наш поэт не мог выйти из общественной германской уборной. Оказалось, что дверь не откроется, пока не спустишь воду. Привычка к чистоте и порядку насаждается и такими методами, а не только призывами: начни с себя.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Александр Фукс
    8.7.2011 в 12:42
    • Александр, но здесь всем предлагается именно что — начать с себя. Именно этим заканчивается статья. Именно поэтому я и возмутилась. Каждый пригождается на своем месте. Каждый на своем месте должен стать лучше. Вот кто-то поленился бумажку донести до урны, кто-то поленился прицелится в очко и насрал мимо. А журналист поленился перечитать свой опус и его почистить. При этом не поленившись написать, что желает стать лучше. Так где же логика?))

      Голосовать - 0 | 0 +
      8.7.2011 в 14:07
  • И последнее. Согласен со Штепой. Словно два разных человека писали. Предыдущий текст о злобных немецких официантах (на примере одной негодяйки), ненавидящих россиян и не умеющих вежливо работать. И этот о прекрасных немецких официантах (на примере одного милого работника), которые любят россиян и вообще готовы обнять весь земной шар. Злобный польский таксист не хочет возить россиян никуда, добрый немецкий возит везде и денег не берет за экскурсию. Один раз обидели — выводы всемирном заговоре против России. Один раз погладили — выводы о любви и дружбе.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Александр Фукс
    8.7.2011 в 12:48
  • Что вы хотели бы видеть в нашей прессе, Margo? Пресса меняется вместе с окружающей нас жизнью. Люди устают от информационного негативного потока, поэтому появляются статьи-впечатления. Они восполняют, как мне кажется, нехватку «живых» строк в информационных материалах. При чем здесь «Пионерская правда», я не поняла, но делиться впечатлениями имеют право все, в том числе и молодежь. А мода на патриотизм как-то не приживается, ничего тут не сделаешь.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Лариса Красавцева
    8.7.2011 в 12:50
    • Лариса, сравнение с «Пионерской правдой» было от того, что автор удивляется элементарным вещам, будто впервые попал за рубеж и встретил вежливых людей. Я бОльшее эмоциональное наслаждение получаю у себя дома, когда сама помогаю — старушке соседке куплю продукты, иностранцу объясню, как доехать до малоизвестной деревни (бывало и такое), инвалида через дорогу переведу....

      А по поводу прессы я не буду распространяться. Найду себе по душе... Прошу пардону, если задела или обидела нашу местную прессу

      Голосовать - 0 | 0 +
      8.7.2011 в 13:05
      • Марго помогает людям и испытывает удовольствие? Хорошо...

        Голосовать - 0 | 0 +
        8.7.2011 в 14:12
        Автор поста
        • Евгения, ты пишешь о депрессии, которую испытала впервые, назвав ее культурным шоком.Но ты только погляди как это здорово, что в силу профессии, у тебя есть «трибуна» и возможность обсуждения... Это важно. Именно говорение, анализ и терпение помогают преодолеть то угнетенное состояние подавленности, что мы и называем депрессией.

          Это не болезнь, а наша временная здоровая реакция на новые впечатления. Мне помогало в подобных состояниях внимательное вслушивание в свои мысли безоценочно: не думая о том, правильные они или нет.Я старалась после поездок щадить себя, избегать трудновыполнимых задач и не брала большой ответственности.В общем, соизмеряла силы.Через доверие к жизни.придходит и согласие с собой. Вывод в PS хороший, но все-таки он мне показался категоричным немножко. Понимая, что все несовершенно, ты все равно будешь оказываться в потоке событий и калейдоскопе эмоций. Доверяй своим впечатлениям, пиши о них — у тебя получается. Душу порой не уберечь от негативов, но шоколад, бананы и деловой распорядок в сочетании с полноценным сном кстати, здорово помогают.

          Голосовать - 0 | 0 +
          Екатерина Ларичева
          10.7.2011 в 16:16
  • Не знаю, может, и впервые она за рубежом. Но, если бы мне вот так стул вынесли в Петрозаводске, я бы этого человека никогда не забыла. Думаю, что здесь другое главную роль играет — восприятие мира теми, кого встретила Женя. Они живут значительно лучше нас, поэтому нет в них озлобленности и презрения. Нашей бабуле поможешь, она соседям расскажет, что ты наглец у нее червонец украл или должен был сам на свою огромную зарплату ей бедной купить что-нибудь. Понятно. что крыша у такой бабули едет по той дороге, которая проложена, а дороги в России всем известны. У меня, конечно, взгляд на мир значительно прагматичнее и Америка меня потрясла только отсутствием пыли, но это отсутствие пыли вспоминаю до сих пор и постоянно.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Лариса Красавцева
    8.7.2011 в 17:58
  • Кстати, я вдруг подумала. что наша журналистика никогда прежде не была ИНТЕРАКТИВНОЙ. Журналист мог спросить публичную личность. о чем угодно, написать о ней какую-нибудь гадость, но журналиста хаяли только в разговорах, между собой. Теперь все иначе, каждый может высказать журналисту все. что считает возможным. Поэтому точно уже не будет той журналистики, которой нас учили. Она постепенно уходит, становится элитарной и лет через 20 мы будем поздно вечером с нетерпением ждать передачу телеканала «Сампо» — «Культ статьи с Александром Фуксом»)))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Лариса Красавцева
    8.7.2011 в 18:14
    • интересно, Лариса, а в чём отличие той журналистики, которой вас учили (меня вот не учили, даже факультативно), от того, чем некоторым беднягам сейчас, тужась, приходится заниматься? Вопрос в общем, не применительно к статье.

      Голосовать - 0 | 0 +
      8.7.2011 в 20:13
      • Евгения так-то мой любимый писатель тут, не оставляет равнодушным.

        Голосовать - 0 | 0 +
        8.7.2011 в 20:51
  • Очень странно выглядят нападки на журналиста. Обидно за державу нашу или журналист дорогу перешёл? Нормальная заметка, путевая, так сказать. Очень показательна по части гостеприимства. И впечатления подобные все испытывают поначалу. Конечно, и у нас не все хамы, но больше, всё же, просто равнодушных...

    Голосовать - 0 | 0 +
    8.7.2011 в 20:18
  • элементарным вещам учили — жанрам, знанию темы или умению найти умного собеседника, построению материала, выверенности фактов и т. п. Конечно, главное — умение давать объективную оценку происходящему, тогда не напишешь глупость, размышляя на тему. Но все сегодня сложнее. Раньше не требовалось такой оперативности, значительно меньше было событий, да и «занавес» ограничивал круг тем. Любое творчество считалось привилегией особо одаренных, остальные не смели посягать, поэтому не было столько людей пишущих или пытающихся научиться писать, как не было и фотографов в таком количестве. А, главное — отводилось значительно больше времени на подготовку материала. В стабильной ситуации было легче жить и работать, и писать

    Голосовать - 0 | 0 +
    Лариса Красавцева
    8.7.2011 в 21:53
    • Мне кажется, Лариса, это очень индивидуально. (Как, наверное, и все на свете). Есть журналистика реплортажная, есть новостная, и эти жанры всегда требовали быстроты. А очерки или колумнистика позволяют больше размышлять. Я, скажем, 20 лет числюсь журналистом и никогда не спешил. Я готовлю один материал неделю, причем, и в эту неделю я большую часть времени отдыхаю, общаюсь и глазею по сторонам. Колонка же или блог на сайте это даже не статья, это размышление на тему. Требует пары часов, иногда чуть больше. Можно предположить, что это особенность маленького города, но я слушаю, как распределен рабочий день у некоторых ребят в «Русском Репортере», в Москве — та же неспешная колбасня. Спят до 11, приходят на работу к часу, один материал могут делать несколько недель. Опять же, по поводу стабильности, мне в нестабильные, переменчивые 90-е работалось очень комфортно. Сейчас тоже довольно хорошо. Просто, нишу такая нашлась.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Александр Фукс
      9.7.2011 в 01:52
      • Александр сначала написал «нишу такую нашёл», а потом правил, видимо, и написал «такая нашлась». Подумать. А гедонистов уважаю.

        Голосовать - 0 | 0 +
        9.7.2011 в 14:59
      • хорошо, согласен, жанры разные есть. Но почему-то по делу новостное пишет «РР», спасибо за ссылку Anna, если не вру с ником. А чё там кто из вашей братии спит до одиннадцати, так пожалста, не гундите, люди с утра предметы изготовляют, например.

        Голосовать - 0 | 0 +
        9.7.2011 в 16:49
      • Ниша важная и ответственная. Не каждому такая по зубам.Профессия журналиста имеет ведь и минусы:публичность-ты у всех на виду и в чем-то бываешь уязвим через энерго-информационное заражение и новостные потоки. Но кому-то и в этом комфортно. А жанр очерка, размышления действительно более безопасен что-ли и болеее приятен.

        И если поиск материала для творчества не напрягает, то все просто замечательно.

        О таких людях обычно говорят: — Он на своем месте или — Он нашел себя в жизни и помогает другим своей творческой реализацией.

        И про неспешность мудро изложено.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Екатерина Ларичева
        10.7.2011 в 16:52
  • Да уж про Пионерскую правду очень смешно. Я вот лично в опечатках беды не вижу никакой. Даже не заметила. А размышления автора мне очень близки. Я тоже давно ломаю голову на тему нашей культуры. Мы же вроде кичимся своей духовностью. Но где она эта духовность? Согласна с Фуксом — мусорят и не переживают там, где и так грязно. Но кажется, даже если вдруг станет везде очень чисто, все одно быстро загадят. И уж точно не станут помогать друг другу. Откуда это в нас?

    Голосовать - 0 | 0 +
    9.7.2011 в 13:00
    • избитая цитата есть не Геббельса, но Йохста: «когда я слышу слово „культура“, я хватаюсь за пистолет», жалко, про духовность такой крылатой фразы пока не знаю. филологи вдруг есть.

      Голосовать - 0 | 0 +
      9.7.2011 в 16:35
  • Поиск опечаток, мало того, ТАКОЕ внимание им, мне кажется, возникает от того, что некоторые реально не могут воспринимать текст. Смысл текста, его тематику. Они зацикливаются на мелочах, может от того, что текст достаточно правдиво задевает за живое? А, видимо, указать на то, кто что правил и в какой падеж ставил, интереснее и, главное, в тему. Param, по правилам русской орфографии, первое слово в предложении начинается с ЗАГЛАВНОЙ буквы. Еще «понравилась» фраза о том, что текст «neprijatno chitat'». Неприятно, так не читайте. Свободная страна.

    Очень понравилось, как метко закончил автор свой текст. Культурный шок, действительно, возникает намного чаще в момент приезда на Родину, в родные аэропорты, при поездке на поезде, при заходе в подъезд или в лифт. Перчислять можно долго. Я абсолютно согласна с Георгием, что многое зависит от нашего собственного поведения, воспитания, невежества и отсутствия элементарной культуры. Мне тоже интересно, как маленькая зарплата может порождать эгоизм и жестокость, направленную на мир вокруг себя. Лучше бы, если бы она порождала вопросы ко власти.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Alina Braun
    9.7.2011 в 17:12
  • как хачу, так пишу. я — любитель, с меня спросу-ноль. алкаю публицистики толковой, а тут мне миронов целку строит "", а приходится срать в каментах. есть зайчики, кешно, спасибо им))

    Голосовать - 0 | 0 +
    9.7.2011 в 17:38
  • в скобках имел в виду «по моим данным»

    Голосовать - 0 | 0 +
    9.7.2011 в 17:39

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие