Интернет-журнал Республика Карелия

«Божье Провидение», или Рождение линкора

Сергей Лапшов 16 сентября 2013
Голосовать -10 | +14 +
Копия первого линейного корабля российского флота «Гото Предестинация». Фото: Виталий Голубев

Копия первого линейного корабля российского флота «Гото Предестинация». Фото: Виталий Голубев

Автору этих строк неоднократно приходилось и выходить в море на исторических кораблях, и наблюдать за их строительством. Но как подобное судно разбирают на части, едва построив, — такое видел впервые.

Повезло нам с фотокором еще в одном смысле — если, конечно, не считать самих судостроителей, мы, пожалуй, первыми и пока единственными из петрозаводчан  побывали на уникальной современной  копии первого линейного корабля российского флота «Гото Предестинация». Построили его в  граде нашем Петровом на верфи деревянного судостроения  «Варяг». Построили для того, чтобы сразу же разобрать для отправки заказчику, на родину отечественного флота, в славный город Воронеж. 

Спорят семь городов...

«Семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера  — Афины, Итака, Хиос, Колофон, Смирна, Аргос и Пилос...» Подобно тому, как семь городов древней  Эллады спорили о том, какой из них является родиной слепого автора «Илиады» и «Одиссеи», семь российских городов никак не сойдутся в мнении о том, кто же из них является колыбелью Российского флота.

Свои весомые аргументы  здесь выдвигают и Санкт-Петербург, и Архангельск, и Таганрог, и Астрахань. И Переяславль-Залесский со своим ботиком, «дедушкой русского флота», и первой морской школой тоже по-своему прав. Но пальму первенства в образовании Военно-морского флота страны все же следует отдать  степному черноземному  Воронежу.

Здесь с 1696 года по знаменитому указу молодого царя и боярской думы «Кораблям — быть!» стал  аврально строиться на верфях большой флот — «морской караван» — для отвоеванного у турок Азовского моря  из парусно-гребных галер и мощных линейных кораблей, здесь же учредили первое Адмиралтейство.

Корабль Петра Великого

Первым линейным кораблем и флагманом флота стал «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Построен был этот богато украшенный резьбой и деревянными скульптурами 58-пушечный и очень мореходный  красавец замечательными отечественными мастерами Федосеем Скляевым и Лукьяном Верещагиным по проекту и под непосредственным участием  самого венценосного мореплавателя и плотника.

Модель «Гото Предестинация», Воронежский краеведческий музей. Фото: http://vrn.kp.ru

Надо сказать, строительство Скляевым и Верещагиным этого и многих последующих кораблей чуть не сорвалось. Следуя в Воронеж, бравые корабелы повздорили в придорожном кабаке с солдатами-преображенцами и в пьяной драке убили ненароком двух дюжих гвардейцев (вот такая была в те времена техническая интеллигенция!). Уголовное дело запахло застенком и виселицей, однако царь грозно рыкнул, виновных срочно амнистировали и доставили из-под ареста на верфь.

Торжественно спущенный на воду 7 мая 1700 года, корабль имел несчастливую судьбу. В овладении черноморскими побережьями принять участия ему не удалось. Пенил он азовские волны, и то редко, больше стоя на якоре, всего лет десять. В 1711 году, после того как царь Петр с армией был окружен у реки Прут в Молдавии, по условиям позорного мира с Османской империей Россия обязалась ликвидировать Азовский флот, города и крепости срыть, корабли сжечь или продать тем же туркам.

«Гото Предестинацию» загнали басурманам за 21 600 венецианских золотых цехинов. Через несколько лет под чужим красным флагом со звездой и  полумесяцем, под  чужим именем первенец отечественного флота бесславно погиб в кораблекрушении.

Идея тандема

С тех пор прошли немалые года... Божьему провидению угодно было вернуть одноименный корабль современникам. Лет пять назад хорошую идею выдвинули поддержанные губернскими властями воронежские патриоты — к 2012 году, к 425-летию Воронежа, воссоздать на водохранилище, находящемся в центре миллионного города, натурную копию петровского детища (к сожалению, сроки пришлось скорректировать на год).

Началась  работа. Питерские проектировщики, исходя из технического задания,  предложили заказчику, правительству Воронежской области, оригинальный проект. Построить корабль предстояло из двух составных частей: стальной базы ниже ватерлинии, практически особого корабля с двигателем, техническими системами энергоснабжения и жизнеобеспечения, рулевым и якорным устройствами, и деревянной надстройки, кропотливо воспроизводящей облик исторического корабля. Затем ее разобрать и смонтировать с базой.

Неспециалистам трудно судить, но такая схема, пожалуй, была в данном случае единственно возможной.

«Корабли истории», которые везде входят в моду,  строят, однако,  теперь в России практически только в Петрозаводске. Если изготовить «Божье Предвидение» целиком из дерева, то привести  с Онежского озера  на реку Воронеж  водным путем эту махину просто невозможно, учитывая все глубины рек, мосты и плотины ГРЭС. Теоретически возможно ее разобрать, доставить посуху по частям на место и собрать. Но такой цельнодеревянный корабль наверняка по мотивам безопасности и жизнеобеспечения ГИМС не внесет в российский регистр, надзорные инстанции запретят его эксплуатацию как пассажирского плавсредства (пример известного питерского фрегата «Штандарт»,  который вынужден был  «эмигрировать» в Норвегию и сейчас успешно работает в Северной Европе,  всем памятен).

Можно, конечно, соорудить и очередной морской ресторан типа «Поплавок», но это будет вопреки основополагающей идее — историческая копия первенца воронежского флота должна быть ходовой.

Изготовить стальную половину взялся Павловский судостроительно-судоремонтный завод  в Воронежской области,  деревянную — судостроительная верфь «Варяг» в Петрозаводске (директор — Павел Мартюков, главный инженер-проектировщик — Александр Тихомиров).

Подвиг «Варяга»

По словам Павла Мартюкова, задача построить линейный корабль петровского флота длиной 40 метров и шириной девять метров им с Тихомировым не показалась невозможной. Слава Богу, опыт богатый и кадры есть. С 1992 года на предприятии, разместившемся в бывшем судостроительном цехе  Петрозаводской судоверфи, построены 36 деревянных кораблей разных типов и размеров, традиционных, исторических и современных плюс сотни две маломерных лодок и яхт.

Проблема была скорее в другом: чертежей «Гото Предестинации» время не сохранило. Пришлось прибегнуть к изучению двух сохранившихся изображений корабля начала XVIII века — акварели Бергмана, гравюре Шхонебека, а также чертежам других отечественных и иностранных линейных кораблей того времени. Реконструкцию на бумаге и в макете выполнил историк флота Крайнюков.

С ноября 2011 года на верфи «Варяг» начались работы и продолжались год и девять месяцев. День за днем рос и поднимался корабль размерами с двухэтажный многоквартирный деревянный дом. За это время бригада из 25 судосборщиков изготовила шпангоуты, настилы палуб, трапы, борта с орудийными портами, квартердек (надстройка в корме, где размещается командирский салон),  якорное подъемное устройство — шпиля, перо руля, рангоут: мачты, — грот, фок и бизань, реи,  форштевень, бушприт, под ним решетку гальюна (в парусном флоте отхожее место для матросов, от него и прозвались галеоны), а также  такелаж  и всяческую оснастку — тысячи точно исполненных и идеально пригнанных деталей конструкции.

Часть богатого корабельного декора изготовили на верфи, остальной декор будут резать мастера из Беларуси, макеты салютных пушек изготовят в Воронеже.

На линкор пошла специально подобранная старая добрая карельская сосна. Строить из тяжелого, плотного и дорогостоящего дуба, как при Петре, сложно и неэкономично, корабль получился бы золотым, да и знаменитых воронежских дубрав в Карелии нет. Для сведения: водоизмещение творения царя Петра, Скляева и Васнецова составляло 1 500 тонн!

Огласите весь список

По нашей просьбе гендиректор назвал  фамилии отличившихся судостроителей (как редко в последние годы приходится прессе славить передовиков производства!).

Итак, вот они, наследники петровских корабелов. Знай наших!

Начнем с самого «генерального» — бывший инженер-судостроитель завода «Авангард», один из основоположников традиционного деревянного судостроения в России Павел Мартюков.  Главный инженер предприятия — выпускник Московского автодорожного института, специалист по машинам-амфибиям Александр Тихомиров. Замдиректора по производству — Александр Прохоров, много лет отработавший на заводе «Авангард» и прошедший путь от рабочего до начальника цеха.

Судосборщики: Владимир Пашков, Владимир Иванов, Геннадий Гершеев, Юрий Дворовиков, Александр Лукко, Геннадий Куканов, Анатолий Сотиков, Александр Пономарев, маляр Сергей Молчанов, молодые рабочие Сергей Андрианов, Михаил Меркушев, Артем Кузнецов.

В планах «Варяга», кстати, одного из немногих успешно работающих предприятий в нашем городе, прозванном злыми языками «Петромагазинском», — уже следующее судно.

«Заказы есть, о нас знают и в стране, и за рубежом, к нам обращаются и из Англии, и даже из Бразилии, — сказал в беседе со мной Павел Мартюков. -  Ведь мы строим настоящие деревянные корабли, красивое качественное ретро с современным оборудованием...»

Без фанфар

Во время нашего визита рабочие были заняты демонтажом конструкции свежеокрашенного судна общим весом около 150 тонн с помощью крана и погрузчика, которое, впрочем,  и было построено с учетом будущей разборки, как игрушка «Лего». В общем, официальной церемонии спуска на воду не было места, все буднично. Помпезные торжества случатся будущим летом, у заказчика, на Дне города Воронежа, на который Мартюков и Тихонов приглашены.

На сегодняшний день корабль разобран, погруженные на трейлеры 56 секций «Гото Предестинации» поочередно отправляются в Воронеж, пять секций уже прибыли. Там, на производственном участке у Петровской набережной Воронежского водохранилища, бригада судосборщиков «Варяга», которая готовится в путь на будущей неделе, смонтирует к концу года деревянную часть на уже готовую стальную базу. После этого тандем примет для осадки бетонный балласт, на нем начнутся внутренние работы.

Воронежский бренд

У воронежцев большие планы на будущий корабль. Вложенные за два года в его постройку правительством области и спонсорами 200 миллионов рублей должны окупиться сторицей. История и культура потянут за собой экономику. Вопроса «Зачем грохнули такие деньги?» там даже не возникает.

Деревянная «машина времени» станет на якорь у причала Петровского острова, где 313 лет назад был построен и спущен на воду его прототип. В ближайшем будущем здесь возведут  музейно-культурно-развлекательный центр со старинной крепостью и моделью петровской верфи.

Модель историко-культурного парка "Петровский остров" в Воронеже. Фото: http://www.infovoronezh.ru

Корабль  будет точкой притяжения горожан и гостей, брендом старинного города, колыбели русского флота, «взяв на борт» множество праздничных, фестивальных, музейных, туристических, образовательных программ и проектов. Хотя кафе с напитками на борту, кажется, тоже будет, но под свадьбу и юбилей арендовать корабль-музей предоставлять запретят.

На нем хоть кино снимай! Кстати, вспоминается в этой связи несколько курьезный случай, произошедший лет семь назад. Экспедиция воронежской телестудии тогда приезжала в Петрозаводск, чтобы снимать в Морском центре фильм «Тайны донских пещер» о древнем монастыре, который эскадра  адмирала Крюйса во время пути по Дону к Азову обнаружила в меловых скалах.

Онего стало Доном лишь потому, что ближе корабль истории воронежцы не нашли. После съемок на «Святителе Николае» у Лойострова, в которых автор этих строк, занимающийся реконструкцией Петровской эпохи, принимал эпизодическое участие, получил приглашение режиссера и продюсера на «вторую серию» в Воронежской области, куда и отправился с двумя мешками амуниции к живописной натуре меловых гор и пещер Придонья...Тогда я заметил на акватории колыбели русского флота лишь две-три яхточки. Однако скоро там не придется искать корабли истории на дальнем Севере...

Предполагается, что «Гото Предестинация» своим ходом, под дизелем, сможет по праздникам курсировать по фарватеру мелкого Воронежского водохранилища от Чернавинского до ВоГРЭСовского мостов (расстояние, куда меньшее протяженности Петрозаводской губы). Есть, правда, те, кто в этом сомневается, но... время покажет.

Конечно, вряд ли кораблю придется носить паруса, рассекать форштевнем соленую морскую воду, а его матросам под боцманскую дудку выбирать шпиль вымбовками, кошками взлетать по вантам, поднимать кливер, марсель, стаксель, брамсель и т. д., травить шкоты, брать рифы, брасопить реи и делать повороты оверштаг и фордевинд. Для этой работы нужна очень большая и очень хорошо обученная команда, да и между мостами особо не разгонишься.

Зато, говорят, спутниковую навигационную систему JPS поставят. Зачем? Чтобы на водохранилище не заблудиться?

И все-таки появление такого корабля — знаковое событие в России.

А что у нас?

А что у нас? А у нас в квартире газ. Всем памятен стоявший несколько лет назад комплекс морского городка у набережной, на «углу у Петра», с Морским музеем и смонтированным на лихтере пивным рестораном «Ковчег Одиссеев», пристанью для яхт. Где они теперь? Владельцы разругались, теперь там снова пустое место, на акватории негде глазу остановиться. Музей с кочем «Помор» на крыше однажды зимой сгорел в Морском центре в результате поджога. Ковчег без пользы ветшает на приколе.

Лишь раз, в День города, горожане видят  с набережной морской фестиваль, и то не каждый год.

Но не будем о грустном — порадуемся лучше за Воронеж. Зато ведь лишь у нас строят корабли истории... Этот был не последним.

  • здОрово !

    Голосовать - 0 | +2 +
    7808
    11.9.2013 в 09:04
  • Очень познавательно . Люди делом занимаются. Красиво. В Воронеж так в Воронеж ! пускай будут еще заказы на такие суда.

    Голосовать - 0 | +2 +
    дело мастера боится
    11.9.2013 в 21:10
  • Не пропал замысел Петра Первого ...как приятно узнать .что «корабли истории» строят только в Петрозаводске !

    Голосовать - 0 | +1 +
    !
    11.9.2013 в 21:17
  • Вот кино и будут снимать. А больше что? Увы, печально все это... корабль создан для моря.

    Голосовать - -1 | 0 +
    Хмм
    12.9.2013 в 02:27
  • То 4то сохранен уникальный промысел-это просто замечательно.

    Голосовать - 0 | +2 +
    мачта
    12.9.2013 в 09:15
  • Как знать, как знать, возможно судьба этого красивого судна не только

    такая.как задумана сейчас...

    Голосовать - 0 | 0 +
    синдбад
    13.9.2013 в 17:03
  • построить в тех же размерах линейный корабль адм ф.ф.ушакова(святой павел), но в виде макета декорации на суше(не плавающий) для военно морского музея .кто это может сделать?

    Голосовать - 0 | 0 +
    лев
    26.3.2014 в 02:29

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие