Интернет-журнал Республика Карелия

И смех, и грех

Георгий Чентемиров 22 августа 2013
Голосовать -18 | +107 +
И смех, и грех

«Придя в... с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться... Детские коляски…  не завозить». Как вы думаете, название какого учреждения зашифровано в этой фразе? Не угадали. Речь идет об объявлении, размещенном на дверях петрозаводского православного храма, расположенного на Древлянке.

По идее, в «божьем доме» должны быть рады всем, и детям — в первую очередь. Дети, правда, — народ специфический, не усвоивший еще норм и правил взрослого поведения. Путать храм с футбольным полем, пожалуй, действительно не стоит, но что же предосудительного усмотрели в детском смехе?

Помните евангельский текст, слова  Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Кажется, в ним ясно отражено отношение церкви к детям. Но в современных храмах свои порядки.

Можно было бы не обращать внимания на это объявление, если бы не досадный инцидент, приключившийся с петрозаводчанкой в соборе Александра Невского. Женщину чуть не выставили с территории церкви, потому что ее трехлетний внук нюхал цветы возле храма.

— Мой внук вместе с еще одной девочкой играл возле мемориальной плиты святого Фаддея Петрозаводского. Он трогал цветы, нюхал их, но не рвал — мы учим ребенка уважать чужой труд. Девочка помладше, она пыталась зайти на клумбу, однако отец каждый раз не давал ей этого сделать. И тут из храма буквально вылетела женщина, начала кричать, что дети топчутся по клумбе, а мы расселись и в ус не дуем. «Здесь не парк, нечего сюда с детьми ходить!» — заявила она нам», — рассказывает пенсионерка.

Выяснилось, что «с детьми ходить» запретила работница храма. Через несколько минут из собора вышел пожилой человек, который извинился за свою коллегу. Но остался открытым вопрос: как вообще возможна ситуация, когда прихожанам ставят в упрек присутствие ребенка возле церкви?

— То, что поведение этой женщины некорректно, это точно, — комментирует отец Вячеслав. – Понятно, что к детям нужен особый подход. К примеру, моему ребенку — два года, он рвет цветы и несет их, например, маме; я учу его, что на клумбах этого делать нельзя, но он же маленький, он не всегда понимает! Другое дело, когда некоторые родители приходят к храму и вообще не следят за своими чадами, это тоже проблема.

Отец Вячеслав подчеркнул, что дети — это пример чистоты, доверчивости и искренности. Однако не у всех взрослых хватает терпения понять это, даже в храме.

— Моей супруге тоже часто дают «советы»: «Успокойте своего ребенка!», когда сын просто ходит по храму от одной иконе к другой. И моя жена, жена священника, не всегда имеет возможность присутствовать на службе! — говорит отец Вячеслав.

К слову, в соседней Финляндии в православных храмах совершенно спокойно оборудуют детские уголки, где есть игрушки, альбомы с фломастерами и книги. Наверное, финские священники считают, что настоящие прихожане — это не те, кто по воле моды сменил партбилет на крестик, а те, кто с детства привык к церкви, как к родному дому.

  • Ну наконец-то тема подходит для моего давнего вопроса: что делают детские игрушки около ограды Зарецкого кладбища, прямо как если со стороны невского идти к Крестовоздвиженскому собору? Машинки там пластмассовые, куклы и даже что-то типа лего. Прямо вот вдоль ограды с внешней стороны, от ворот до тротуара по улице Правды. У местных там что-то не решаюсь спросить, вдруг у меня шорты неправославные, велосипед со штрихкодом или ещё что не так.

    Голосовать - -6 | +8 +
    param
    22.8.2013 в 07:22
    • Никто не знает. Ок.

      Голосовать - 0 | +1 +
      param
      23.8.2013 в 09:15
  • вот за что я не люблю православие — за глупость

    Голосовать - -16 | +19 +
    звездочка
    22.8.2013 в 07:52
  • К чему эта заметка? Автор хочет решить важную для него проблему пребывания несовершеннолетних на территории православных храмов? Хочет с полным правом указать епархиальному управлению на недостатки работы с паствой? Борется таким некрасивым образом за справедливость? Похоже, он просто показывает себя: "Вот я знаю, как надо, а вы, чернь, нет! " Хотя, судя по тексту, он имеет такое же отношение к анализируемым вещам, как портовый грузчик к балету.

    Полагаю, следующим сенсационным материалом будут откровения обиженного человека, которому не дали покурить у алтаря. С цитатами из нормативно-правовых актов международного значения и комментариями корякских шаманов для пущей убедительности.

    Голосовать - -57 | +15 +
    Валентина
    22.8.2013 в 10:11
    • Валентина, а к чему ваш, прости Господи, вброс на вентилятор? Сдается мне, автор что хотел, то и написал. И написал правильно. А остальное — ваши измышления.

      Голосовать - -11 | +35 +
    • А где в тексте написано, будто я окружающих считаю чернью?

      Голосовать - -3 | +24 +
      22.8.2013 в 12:18
      Автор поста
  • А если в театре во время представления по залу будут бегать и смеяться дети — это нормально?

    Голосовать - -18 | +26 +
    kuznecik
    22.8.2013 в 10:44
    • Конечно, этожеребенок! Обычно так объясняют отсутствие воспитания яжематери. А если вам мешает, не надо ходить в театры, смотрите канал «Культура».

      Голосовать - -5 | +22 +
      Марина
      22.8.2013 в 11:01
      • ОМГ, Марина и вы туда же. 8) Дети в том возрасте о котором идет речь, а это дошкольники, по определению не пойдут на спектакль на котором надо сидеть тихо и внимать. Что за бредовая вообще тема поднята.

        Голосовать - -7 | +16 +
        • Отчего же не пойдут и внимать не будут? Будут. Спектакли для дошкольников обычно короче «взрослых», рассчитаны на восприятие детьми. И сидят, и смотрят, и даже участвуют иногда в них дети-зрители.

          Голосовать - -2 | +14 +
          Марина
          22.8.2013 в 11:28
      • «Путать храм с футбольным полем, пожалуй, действительно не стоит» Удивительный талант комментировать, не познакомившись с текстом. Или это особенности российской системы образования — люди научились писать, но не научились читать? А может, среди комментаторов есть инвалиды по зрению, печатающие вслепую, но, по понятным причинам, с трудом разбирающие текст на экране монитора?

        Голосовать - -12 | +18 +
        22.8.2013 в 12:23
        Автор поста
        • Судя по ветке, вы мне ответили, Георгий. Неоднократно замечала, что критику (любую, хоть конструктивную, хоть «лишь бы покритиковать») вы воспринимать не умеете от слова «совсем». А в ответ нахамить, а не мотивировать свою позицию, — это вы первый и с удовольствием. Всего хорошего.

          Голосовать - -15 | +17 +
          Марина
          22.8.2013 в 12:40
          • «Всего хорошего» — это типа вежливый аналог «Давай, до свидания»? Действительно, беспроигрышный аргумент. Вообще я отвечал и вам, и «кузнечику», который почему-то сравнил церковь с театром и предположил, будто я одобряю жлобство в публичных местах. Хотел бы заметить, что на конструктивную критику я реагирую нормально, только встречаю ее раз в пятилетку (у Тюкова, хэдхантера, РЧ, еще нескольких комментаторов). У вас ничего подобного я не заметил. Текст не о бешеных этожеребенках, а о том, что церковь почему-то в принципе не рада детям. На мой, разумеется, субъективный взгляд.

            Голосовать - -14 | +15 +
            22.8.2013 в 15:06
            Автор поста
            • Это типа «люди научились писать, но не научились читать». «Всего хорошего» — это только лишь «всего хорошего». Диагнозы вы ставите быстро, за собой же грешков не замечаете. Конкретно вашу статью я не критиковала, а отвечала другому комментатору. Откланиваюсь, дабы не переросло во флуд.

              Голосовать - -6 | +9 +
              Марина
              22.8.2013 в 15:30
            • У Вас нелады с логикой. Объявление написано для взрослых и работница церкви разговаривала не с детьми, а с их родителями. И ничего особенного в предложении соблюдать определённый порядок нет. Делать на основании этого выводы о том, что в церкви «не рады детям» ошибочно.

              А с детьми церковь занимается, например в Православном центре.

              Детские площадки при церквях, но не в самой церкви на мой взгляд вполне возможны.

              Голосовать - -4 | +14 +
              kuznecik
              22.8.2013 в 16:35
    • kuznecik, прекратите, что вы делаете. Если это детский спектакль – нормально. «Должны всегда смеяться дети» или пусть рыдают?

      Голосовать - -8 | +15 +
  • Мне кажется, что автор поднял очень важную тему. Но это проблема не только нахождения ребенка в храме, а вообще вопрос отношения к детям в нашем обществе. Мы очень нетерпимы к детям, наше общество крайне не-child-friendly. Это касается всех, не только противных старых теток, которые орут на наших любимых чад. Все, кто бывал за рубежом, знают насколько легко отличить наших родителей с детьми от ненаших. Правда ведь? К сожалению, мы такие. Но надо меняться! Ведь это НАШИ дети!

    Голосовать - -5 | +27 +
    Евгений Барышев
    22.8.2013 в 11:39
  • Все наладится, Георгий. Вековые традиции семейного посещения храма, как и соборной приходской жизни были грубо прерваны и восстанавливаться будут не в раз. По известным причинам лишком долго в наши храмы можно было ходить только бабушкам (в отличие от соседней Финляндии), поэтому дети в храмах, да еще и в таком количестве — это явление сравнительно новое. Тем не менее, с каждым годом приходы молодеют, детей становится все больше, так что появятся и уголки и фломастеры. Однако, это не отменяет того факта, что стоять на ушах в храме — это все-таки перебор. К сожалению, не все родители это понимают, даже из числа постоянных прихожан.

    Голосовать - -2 | +29 +
    комментатор Дмитрий
    22.8.2013 в 12:04
  • Интересно то, что дети в таких ситуациях обычно умнее взрослых. Потому что сами они никогда не пойдут на неинтересный для них спектакль, а если их приводят родители, то тогда и развлекаются как могут. Но это уже вопрос к родителям. Равно также сами дети не ходят играть возле церкви. Я это и по своему детству помню-вокруг церковной ограды бегаем, играем, а внутрь ни-ни!

    Так что пишут это не детям, пишут их родителям. Хотите развлекать детей-водите их туда, где можно бегать по траве, а клумбы не для этого предназначены.

    Голосовать - -3 | +20 +
    kuznecik
    22.8.2013 в 12:08
  • А не хотите спортзал в здании церкви, куда могут ежедневно по утрам приходить детсадовские группы и школьные классы, а по вечерам взрослые люди заниматься во всяких танцевальных кружках и т.п. ? Протестантская церковь почему-то не чурается подобных вещей, что позволяет ей сохранять статус центра общины... А забыл. У них же толерастия победила и педерасты правят. Нам духовность не позволит.

    Голосовать - -12 | +15 +
    Marcellus Wallace
    22.8.2013 в 13:49
  • Никогда не видела, чтобы к детям в храме Св. Пантелиймона на Древлянке относились плохо. Наоборот, во время службы всегда пропустят вперед. Молодым родителям с грудничками всегда помогут, даже предлагают служебный закуток, чтобы им было удобнее стоять.Там всегда много детей. Никаких одергиваний и замечаний.И, вообще, что особенного написано в том объявлении, которое так «зацепило» автора? Всё логично.

    Голосовать - -7 | +15 +
    Древлянка
    22.8.2013 в 15:41
  • Да нет никакого негатива к детям в петрозаводских храмах, никто их не одергивает. Да, в общем-то, и дети ведут себя вполне прилично, разве что малыши иногда закапризничают. Мобилы куда больше мешают! А автору, наверное, тем для обсуждения не хватает...

    Голосовать - -4 | +16 +
    Ира
    22.8.2013 в 16:19
  • от детей десятины не дождешься! Еще и взрослых отвлекают от сладких вымогательных речей, да и конкуренты на кошелек — приятнее же ребенку игрушку купить, чем попу на золотое кадило ссудить.

    Голосовать - -13 | +11 +
    скупой атеист
    22.8.2013 в 16:44
  • Шуметь в храме действительно не стоит. А вот с колясками могли бы и разрешить заходить. В том же Древлянском храме народу обычно не много, коляска не помешает. Когда дочка была маленькая, мы с ней во время прогулки иногда заходили в церковь. Довольно тяжело держа 10-килограммового ребенка на руках купить свечку и поставить ее.

    Голосовать - 0 | +17 +
    Елена
    22.8.2013 в 17:03
  • Надо же... как удивительно мало сектантов обрушилось на автора?

    Голосовать - -6 | +7 +
    • И это пишет человек, одержимый мировым заговором, свято верующий в мировую закулису и собственную адекватность притом. Забавно.

      Голосовать - -3 | +2 +
      Глазное Бревно
      23.8.2013 в 10:26
  • Дорогой Петрозаводчанин! The Russians love their children too.

    Голосовать - -1 | +3 +
    Евгений Барышев
    23.8.2013 в 00:29
  • Перечитал еще раз текст и комментарии… Просто выскажу свое мнение. В любом учреждении, заведении, общине, семье есть свои правила поведения (не только в церкви), которые необходимо исполнять. И подвергать их критике просто глупо (Иначе, тогда ведь и правила дорожного движения – сплошная чушь). Поверьте, и в финских церквях не все дозволено детям и взрослым. И в этом нет ничего предосудительного. Представляю, что было бы, если бы в рабочем кабинете Георгия (в процессе написания им очередной статьи) начали носиться дети, смеяться, кричать, раскидывать бумажки и документы. Мне кажется, он также выставил бы их за дверь, а родителям «божьих чад» высказал свое «фи! » Разве нет?

    А все изложенные правила (на фото), на мой взгляд, не запрещают ребенку или взрослому заходить в храм, а призывают к уважению места, которое является священным для верующих людей, и общему порядку и соблюдения общепринятых норм поведения. Разве это плохо? Проблема, мне кажется, не в злых тетках, выгоняющих малышей с цветочных клумб, проблема в общей культуре… И в недостатках воспитания НАШИХ современных детей, которые по вине добреньких родителей, боящихся проявить нетерпение и пресмыкающихся перед своими отпрысками, не имеют даже маломальских представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, слова «нельзя» . Что греха таить, многие детишки безобразно ведут себя и в общественном транспорте, музеях, театрах и в других общественных местах. А самое грустное, что даже сами родители перестают быть для них авторитетами — не могут их остепенить, успокоить, угомонить.

    И еще… Не надо путать значение слова храм… Это не спортивный объект или комната для рисования. Не надо его превращать в стадион «Юность» или подготовительные курсы «Дошколенок». Есть, в конце концов, воскресные школы, православные лагеря или светские кружки и секции по интересам. И, кстати, в словах Христа (пять раз перечитал) нет ни слова о детских уголках с игрушками, альбомами с фломастерами и книгами, или создании "особой доброжелательной детям среды, удобной для интеграции несовершеннолетних в ... " религиозную общину. Я — не богослов, но, мне кажется, Христос всего лишь говорил о чистоте, искренности и бессознательной веры в добро, которые присущи детям, к которым взрослым необходимо стремиться.

    Голосовать - -3 | +11 +
    просто мнение
    23.8.2013 в 12:36
    • Ммм... В целом я с вами согласен. Но текст не о вседозволенности детской, а о некоем векторе, который присущ сегодня конкретно русской православной церкви. Вот еще один пример: моего знакомого, когда он был 15-летним подростком, не пустили в Храм Христа Спасителя, потому что он был в шортах. В 35-градусную жару. Америкосов с фотоаппаратами в шортах и майках пускали, а его не пустили. Нормальные такие секьюрити ткнули ему в правила — «в шортах и футболках низзя». И мой знакомый задумался: ну фиг с ними, с америкосами, а были ли брюки у Христа и его апостолов? Готов поспорить, что не было. Их бы тоже не пустили, а? Понимаете, везде есть свои правила. Но они должны быть соразмерны назначению места. Между храмом и моим кабинетом есть принципиальная разница: в храм приходят душу спасать. И когда я вижу на двери храма, что здесь нельзя детям смеяться — блин, да почему?! Наверное, не стоит приходить в церковь в собственной блевотине и уличной грязи — но в шортах-то почему нельзя? Молитва хуже дойдет? Вот как-то так.

      Голосовать - -10 | +3 +
      23.8.2013 в 20:45
      Автор поста
      • Уважаемый Георгий! Если Вас пригласит к себе, скажем, губернатор Худилайнен. Вы пойдете к нему в шортах и футболке? А в храм Вы идете к Тому, кто несравненно выше губернатора Худилайнена. Вы идете к самому Небесному Царю. Ради такого случая стоит переодеться в приличное платье, не так ли? Вы ведь любите и знаете Священное писание, как я понял по вашим цитатам. помните, что сделали с тем, кто пришел на брак в не-брачной одежде?

        Голосовать - -2 | +11 +
        Евгений Барышев
        23.8.2013 в 21:52
        • "В чужой монастырь со своим уставом... " Я ждал такого комментария. Ну да, Евгений, к Худилайнену я не приду в шортах. И с ребенком не приду, кстати говоря (если вернуться к теме материала). Потому что Худилайнен — руководитель региона. А Тот, о ком мы сейчас говорим — Создатель всего сущего. И к Нему может прийти и плачущий / смеющийся ребенок, и нищий. И речь здесь не идет о нормах поведения, которых мы придерживаемся и которым учим своих детей. Это — правила игры, нами же придуманные. Сегодня одни, завтра другие. А в храме «правила игры» должны диктоваться Словом Божьим. Там, насколько я помню, про детские коляски ничего не сказано. Про торговцев — сказано, а про детские коляски — ничего.

          Голосовать - -4 | +5 +
          23.8.2013 в 23:35
          Автор поста
          • Минуточку, Георгий! Одно дело ребенок в храме, другое — взрослый в шортах и футболке, третье — иконная лавка. Мы вроде сейчас говорили о взрослых людях, которые идут в храм Божий, одевшись в купальный костюм. О детях — все понятно, разногласий нет. Ребенку ЕСТЬ место в храме. Наше взрослое дело следить, чтобы разыгравшийся или разплакавшийся ребенок не мешал молящимся. Берем чадо на ручки и выходим на паперть успокоить или утешить любимое чадо. Про торгующих и купующих в храме, я так понимаю, Ваше грядущее гневное обличение на Республике. Ждем с нетерпением. А что со взрослыми, которые не видят разницы в пляже и храме?

            Голосовать - -2 | +9 +
            Евгений Барышев
            23.8.2013 в 23:44
            • ...расплакавшийся...

              Голосовать - -1 | +1 +
              Евгений Барышев
              24.8.2013 в 00:00
            • Игрища все это, втискиваемые в рамки условностей, для придания большей значимости. Дресс-коды выдуманные. Ему — "Шляпу сними! " Ей — "Шляпу одень! ". В смысле платок. А кстати, можно ли женскому полу заменить платок на шляпку для посещения молельного дома? Если можно, должен ли соблюдаться какой-нибудь стиль головного убора? Допустимы ли вуали и перья? Если перья допустимы, то из хвостов каких птиц можно? Или из хвостов нельзя? Ленты, люрикс, блестки, стразы под запретом, или просто из-под лобья осуждаются? Мужчинам шорты нельзя, а бриджи можно? Если можно, то насколько выше щиколотки? Полоска разрешается или табу? Сандали летом можно на голую ногу, или только в носках? Если только в носках, цвет регламентирован? Бренд оговаривается? Плечи не должны быть оголены, а что насчет волосатости? Стричь, брить или отращивать? МakeUp допускается? Ели «да», то с какого возраста и в какой раскраске? А что насчет парфюма? Что в фаворе — «Красная Москва», «Шанель» или «Тройной»? Что-то мне подсказывает что вообще никакой низ-з-зья, чтобы не забивал запах елея. А если от человека не совсем хорошо пахнет, в силу повышенной потливости? Список можно продолжать до бесконечности. Игрища все это ... Другой вопрос — зачем?

              Голосовать - -5 | +12 +
              24.8.2013 в 10:30
            • Евгений, понятие «невоспитанность» никто не отменял, и я в данном случае не очень понимаем, о чем мы с Вами спорим. Можно ли прийти в храм, одевшись, как на дискотеку или на пляж? Разумеется, нет.

              Голосовать - 0 | +3 +
              Чентемиров
              24.8.2013 в 19:22
          • Про торговцев подкол понятен а где им деньги то брать?!

            Голосовать - -1 | +1 +
            ИНКЕРИ
            24.8.2013 в 18:13
  • Как хорошо, что меня выгнали как-то из церкви строгие прихожанки...Теперь одной проблемой меньше.А я в тишине, наедине...

    Голосовать - -3 | +5 +
    Наталья с.
    23.8.2013 в 15:36
  • Попробовали бы они сделать это в синагоге! Младенцев не видела, но народ мужского пола лет 4-8 носится как угорелый. Но стоит начаться молитве — и маленькие иудеи как большие. Что коляски! Там на осликах во дворе Большой Хоральной синагоги на Лермонтовском в праздники катаются! Как по Иерусалиму когда-то.

    Голосовать - -2 | +5 +
    Старая бабушка
    23.8.2013 в 15:38
    • Понимаете, синагога — это не храм, это место для собраний, в том числе, и для молитвы, но не только. Там и праздник можно отгулять с банкетными столами, дискотекой и т.д. В Православной церкви этого нет. Мне кажется, что человек, принадлежащий той или иной конфессии, должен соблюдать принятые в ней нормы поведения. Если не хочешь этого делать — не ходи в храм и детей не води, никто не заставляет. Молись дома, установи там там свои правила и следуй им. Хочешь ходить — почитай, о чем просит батюшка в объявлении и постарайся, по возможности, его просьбу исполнить. Посмиряйся немножко!

      Голосовать - -1 | +6 +
      Ира
      26.8.2013 в 15:02
  • Мне кажется, что если Катанандов, Худилайнен, Хюннинен, Левин и другие люди, добившиеся в жизни успеха, хотя бы по субботам будут усердно молиться в храме, стоять на коленях, целовать иконы и кости святых мучеников, то и дети перестанут баловаться. Скажут: вот, мол, чуваки хорошо вели себя в церкви — бог дал им за это много бабла.

    Голосовать - -3 | +5 +
    Алиса
    24.8.2013 в 15:04
  • Поддерживаю размышления о том, что ограничения касаемо внешнего облика, допустимого для похода в церковь, возникают из-за того, что само мероприятие это — посещение церкви своего рода условность, игра. Дескать, проникся с утра благим настроением, встал, умылся студеной водой, надел воскресный сюртук и — в церковь, благость укреплять. А что делать, с такой, например, ситуацией. Иду я по городу, на душе у меня плохо, хоть вой, и некуда прибиться. А тут — Божий храм. Вот где можно душу приласкать, мысли упорядочить, подышать размеренно среди тишины и святости. Однако платка-то на мне нет. И вообще, в шортах я. Что делать? Святыни для меня под запретом? И спонтанный мой, искренний порыв, столь редкий, а может даже, единственный за всю жизнь, будет не нужен Господу? Или отношения мои и Всевышнего должна регулировать хмурая тетка при входе, неодобрительно оглядывая неподобающие случаю шорты?

    Если я правильно поняла автора, то проблема не в детях или шортах, а в том, что мы подменяем истинное условным. В нас и в наших детях отсутствует подкрепленная непрерывной традицией религиозность, которая должна впитываться с молоком матери, которая делает естественным и необходимым пребывание человека в церкви не тогда, когда условности соблюдены, а лишь когда этого просит его душа. И те люди, которые, восстанавливая эту традицию, стремятся с младенчества приобщить своих детей к вере, натыкаются на условности и препятствия. Вопрос, конечно, в искренности этих людей, в их настоящих побуждениях. Я полагаю, что если родители по-настоящему веруют, относятся серьезно к посещению церкви, то они соответствующим образом будут воспитывать своих детей, и дети, достигнув сознательного возраста, сами поймут, как нужно себя вести в Храме Божием, потому что они придут туда общаться с Богом. Если же поход в церковь для ребенка — одно из мероприятий, которые родители навязали ему в воскресный день, не понимая, зачем они САМИ туда пришли, конечно, ему будет скучно и он будет придумывать, как развлечься. Впрочем, чего я тут рассказываю..перечтите «Детство» Толстого и все будет понятно.

    Голосовать - -1 | +9 +
    bonrenard
    25.8.2013 в 21:54
  • Есть мнение, что в эпоху воинствующего атеизма Церковь выжила лишь потому, что оставались люди, которые испытывали в ней насущную потребность. Туда не заходили «просто так», мол, мимо проходил. Более того, помню, мне, невоцерковленному ребенку, даже проходить мимо церкви было как-то страшновато. В те годы у прихожан не возникал вопрос надевать или не надевать платок и т.д. Сейчас дела церковные обсуждают все, кому не лень, забывая о пресловутом бревне в собственном глазу. А есть ли у нас такое право? Чем заслужили? Что за название статьи довольно-таки оскорбительное? В чем, собственно грех и над чем смеемся?

    Голосовать - -2 | +3 +
    Анна
    27.8.2013 в 16:32
    • У нас, я так понимаю, принципиально разное понимание хорошего и плохого в церкви. «Мне, невоцерковленному ребенку, даже проходить мимо церкви было как-то страшновато» — на мой взгляд, это просто ужасно. Так вообще быть не должно, это какое-то сектантство инквизиторское. И что же оскорбительного вы усмотрели в русской пословице «И смех, и грех»? Оскорбление — «Вася Пупкин дурак». А с каких пор слова «смех» и «грех» считаются оскорбительными? И, собственно, для кого? Для сектантов и инквизиторов?

      Голосовать - -9 | +1 +
      27.8.2013 в 19:46
      Автор поста
  • «Можно было бы не обращать внимание на это объявление» — по Вашему, в этой фразе тоже нет ничего оскорбительного (ну, например, для настоятеля храма)? Хотя, прошу прощения, в ней ведь нет слова «дурак», значит все в порядке. О детстве. Я ведь намного старше Вас, детство пришлось на 60-годы и, представте, не я одна испытывала такие чувства, проходя мимо церквей. Вас это ужасает, но уж что было — то было (удивительно, как быстро бежит время, как все забывается!). Знавала я и детей из религиозных семей, которые тайком от родителей всупали, страшно подумать — в пионеры! Как-то это не вяжется, правда? Как-то одно не вытекает из другого. В любом случае отрадно, что эти времена отошли в прошлое, но жизнь, как и прежде, продолжает оставаться сложнее наших представлений о ней. И сегодня в религиозной семье может вырасти безбожник, а «небезбожник» (извините за неуклюжий неологизм) сплошь и рядом не уважает церковную традицию, она для него неудобна. И подведет ведь под это идейную базу (см. ряд мнений, высказанных выше). Тут, уж извините, позволю себе выразить несогласие. На вопрос что же оскорбительного в приведенной Вами пословице отвечаю: ничего. Оскорбителен подтекст. В свою очередь замечу, что ни на один из моих вопросов Вы не ответили.

    Голосовать - 0 | +5 +
    Анна
    28.8.2013 в 14:47
  • Здравствуйте, Георгий. Благодарю Вас за поднятую тему. Еще лет 20 назад никто бы не осмелился писать на страницах общедоступной газеты на подобные темы. Слава Богу, времена меняются, вероятно, к лучшему. Вы, как человек, изучивший Священное Писание, по всей видимости, в университете на филологическом факультете, должны знать следующие выдержки: I. БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДЕТЕЙ 1. Дети — дар от Бога (Бытие 4:1 «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа», Бытие 33:5 «И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему»).

    2. Дети — наследие и благословение от Господа (Псалом 126:3 «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», Лука 1:42 «…и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего»)

    3. Дети — венец стариков: Притчи 17:6 «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их».

    II. ОТНОШЕНИЕ ГОСПОДА К ДЕТЯМ 1. Бог формирует дитя во чреве матери (Псалом 138:13-16 «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».) 2. Бог знает дитя ещё до рождения и освящает его (Иеремия 1:5 «…прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя», Галатам 1:15 «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею…») 3. Бог включает детей в Свой завет (Бытие 17:7 «…и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя», Деяния 2:39 «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш») 4. Библия называет детей верующих — святыми, освященными (1Коринфянам 7:14 «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы») 5. Иисус призывал детей к Себе (Матфея 19:13-15 «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда», Марка 10:13-16, Лука 18:15-17).

    III. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ 1. Обязанности родителей по отношению к детям: А. Давать детям имена (Бытие 21:3 «…и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак», Бытие 29:31-32 «Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой», Бытие 30:23-24 «Она зачала и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой. И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына», Матфея 1:25 «Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус») Б. Обеспечивать их физические потребности (1Царств 1:22-24 — Анна вскармливала сына) и в том числе оставить им наследство (2Коринфянам 12:14 «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей») В. Дать им образование (Второзаконие 6:6-7 «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая») Г. Воспитывать детей (Притчи 22:6 «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится»)

    Д. Воспитывать детей в Господе (Ефесянам 6:4 «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем»)

    Мать является воплощением любви и заботы (Бытие 25:28; Притчи 4:3 «Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей»; Исаия 49:15 "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? "; Исаия 66:13 «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас»). В еврейской культуре бесплодная женщина считалась несчастным человеком (1Царств 1:10 — Анна; Бытие 30:23 — Рахиль).

    2. ОТЕЦ СЕМЕЙСТВА А. Ответственен за духовное состояние в семье (Бытие 35:1-7, 1Царств 1:21 «И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои») Б. Ответственен за воспитание детей (Бытие 18:19 «…ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд»; Второзаконие 4:9-10 «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, — о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих»).

    В. Удовлетворяет потребности детей (2 Коринфянам 12:14 «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей»; Колоссянам 3:21 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали»)

    Г. Благословляет своих детей (Бытие 27:27-29, 39, 40; Бытие 49:1-28)

    3. МАТЬ

    А. Должна любить детей (3Царств 3:26 «И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его», Исаия 49:15 "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? ") Б. Должна поддерживать детей и заботиться о них (Руфь 4:16 «И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою», Исаия 66:13 «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас») В. Должна защищать и оберегать детей (Исход 2:1-3 «Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца», Евреям 11:23 «Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями [матерью] своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления»)

    Г. Должна заниматься воспитанием детей (Притчи 1:8 «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей», Притчи 31:1-9 «Наставление, которое преподала ему мать его…», Притчи 31:26 «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее»).

    Д. Должна передавать свою веру ребенку с раннего детства (2Тимофею 1:5 «…приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе», 2Тимофею 3:14-15 «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса»)

    Е. Должна помогать детям (Бытие 27:5-17, 3 Царств 1:1-31 «Спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона», Притчи 31:15-27)

    4. Обязанности детей по отношению к родителям:

    А. Повиноваться им (Притчи 6:20 «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей»; Ефесянам 6:1-3 «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»; Колоссянам 3:20 «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу»).

    Б. Слушать и следовать их наставлениям (Притчи 1:8-9 «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей», Притчи 3:1-2 «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе»)

    В. Почитать их (Исход 20:12, Левит 19:3 — Пятая заповедь в Законе Божьем).

    Г. Уважать их в старости (Притчи 23:22 «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится»)

    Д. Заботиться о них (1Тимофею 5:4 «Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу»)

    5. Наказание непокорных детей:

    Родители могли наказывать своих детей (Второзаконие 8:5 «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего»; Второзаконие 21:18 «и они наказывали его»;

    IV. РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДЁЖИ

    1. Посвятить свою жизнь Христу (Псалом 118:9 «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему»; Екклесиаст 12:1 "И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них! ""; Плач Иеремии 3:25-27 «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей»)

    2. Искать мудрости у Бога (Молитва царя Соломона: 3 Царств 3:7-9 "…и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? ")

    3. Практиковать самоконтроль (Послание Титу 2:6 «Юношей также увещевай быть целомудренными»)

    Как видите, эти цитаты прямо говорят о том, что дети в храме, должны находиться под чутким присмотром взрослых и не отвлекать молящихся от общения с Богом своим криком, плачем, баловством. А именно Священное Писание является для христиан той призмой, через которую рассматриваются отношения между Богом и людьми. Рассмотрев отношение Церкви к детям, на примере Священного Писания, становится ясным то, что если Христос детей к Себе звал, то это не значит, что им всё дозволено. Апостолы давно заметили, что именно закон — запрет, даёт способность, на разнице радикальных понятий, различать «цвета и вкусы» своих поступков. Поэтому такие объявления пишутся и будут писаться потому, что вернуть предания старины глубокой не возможно другими способами.

    В заключение своего комментария выражаю признательность автору статьи «И смех и грех», прежде всего за то, что произведена попытка в разъяснении одного их многих вопросов в отношении общества и Церкви.

    Голосовать - -2 | +7 +
    Иван Петунов
    4.9.2013 в 13:17

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие