Интернет-журнал Республика Карелия

Послевкусие: сладко или горько?

Юлия Утышева 22 сентября 2011
Голосовать 0 | 0 +
Послевкусие: сладко или горько?

В медиа-центре «Vыход» начался сезон выставок и образовательных программ. Открыла его выставка фотографии двух молодых художников Анны Даниловой и Виктории Копейкиной. Опять у зрителей появился повод для критики. 

Во-первых, как обычно в «Vыходе», экспозиция оформлена весьма лаконично – никакого изобилия работ, много воздуха и пустого пространства, чтобы сделать акцент на самой фотографии.

А во-вторых, объекты для съемки барышни выбрали не самые «фотогеничные», рискуя навлечь на себя гнев защитников красоты.

Аня и Вика бесстрашно препарируют действительность, словно дети во дворе, ковыряющие палочкой трупик убитой птички. Выставка называется «Послевкусие». И привкус у него скорее горьковатый, чем приторно-сладкий. Авторы фиксируют моменты перехода объекта из одного состояния в другое.  И часто это «другое состояние» является смертью в прямом или переносным смысле. Но не является ли и сама смерть частью жизни?

Документалист и метафизик

Две подруги, две сокурсницы, ученицы художников Аркадия Морозова и Артема Стародубцева сказали свое слово в области современного искусства Карелии. И хотя слово это не новое в мировом контексте, в Петрозаводске любой выход за рамки традиции можно воспринимать как нечто из ряда вон. Подруги не похожи между собой. Анна - с волосами, вызывающе выкрашенными в синий цвет. Вика - с немного несовременным лицом, или даже ликом, такие можно увидеть на полотнах голландских и немецких мастеров.

Анна в фотографии скорее документалист, исследователь, который фиксирует признаки перехода в иное состояние, находя их в окружающей среде, где сама природа часто выступает художником. Ее интересует «утрата первоначального содержания, наполнение новым смыслом, переход в новое качественное состояние».

Вика же работает с метафизикой, передавая в своих снимках нечто, что трудно разглядеть глазами. Она говорит: «Человек и мир вокруг находятся в постоянном движении. Если замедлить это движение, можно зафиксировать едва уловимые изменения. Изменения во внешнем облике, в восприятии окружающего мира, в возникающих ощущениях и мыслях...».

Наблюдать и рефлексировать 

Скорее всего, далеко не каждый зритель захочет понять поиски молодых художниц, ведь легче пройти мимо мертвой птицы, брезгливо отвернувшись. И тем более сложно увидеть в ней «художественный объект». Но наверняка найдутся и те зрители, которые смогут оценить и «лабораторную» лаконичность языка, и умение работать с объектами съемки из обыденной жизни как с художественными знаками. Неслучайно фотография убитой птицы заставила меня вспомнить великого русского писателя  Бунина. В своих дневниках он писал о том, что в разные возрастные периоды человек познает разные стороны жизни. Пока он совсем маленький, он пробует все на вкус, становится старше – и ему интересно понять, что же такое жизнь и смерть. Кстати, писатель даже рассказывал, как в возрасте восьми или девяти лет забил насмерть птицу…

К счастью, Анна и Виктория не идут на столь жестокие эксперименты, предпочитая наблюдать и рефлексировать на заданные темы. И очень хочется, чтобы они не застряли в том «детском возрасте», когда все пробуют на вкус, а выросли в настоящих художников, которые, может быть, наконец покажут карелам, что такое настоящее современное искусство.

  • Мне иногда кажется, что в современном искусстве смерть как некий эпатаж превращается в самоцель. И мне это не приятно. Видеть и фиксировать уродство гораздо проще, чем ловить обыденность — радостную или нейстральную. Эстетика безобразно, отталкивающего превращается в массмаркет. И очень жаль, что тренеры фотографии учат молодежь именно этому.

    Голосовать - 0 | 0 +
    алла
    22.9.2011 в 19:03
  • Алла, кто такие тренеры фотографии? Фотография — не спорт. А что касается героинь этого поста — они вообще художники, а не фотографы. ДЛя них камера только инструмент для фиксации задуманного. Смерть — это не только физическое понятие, но и философское. Вот карточка Анны, где в заброшенном разрушенном здании пейзаж в бойнице окна становится картиной — это ведь тоже о смерти. И о трансформации, хотя там вполне живые такие деревья...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Юлия Утышева.
    22.9.2011 в 19:39
  • Мне кажется, эта вполне документальная и простая карточка становится очень много плановой благодаря взгляду автора.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Юлия Утышева.
    22.9.2011 в 19:40
  • после прочтения таких заметок в этом блоге мне кажется, что если бы подобная статья была обо мне, как о начинающем фотографе, а я как раз такой начинающий и есть, или даже еще хуже, то я бы наверное офигел от того какую глубину я оказывается вкладываю в свои фотоработы, какие неоднозначные идеи и мысли! не просто на кнопку нажимаю, а всей душой переживаю за культуру, искусство! И метафизика моих электронных фотоснимков браздит просторы большого театра и дым отечества нам сладок и приятен.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Илья Покровский
    22.9.2011 в 21:59
    • Увы, Илья, это не так. Мне кажется, Вам стоит смотреть много больше хороших карточек, и, возможно, тогда почувствуете разницу. Я не говорю, что у Анны и Вики выставлены прямо уж такие шедевры-шедевры, но по сравнению с ними, уж простите, Вы именно просто кнопку нажимаете, получается. Сорри за откровенность :-)

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Савин
      23.9.2011 в 00:58
      • не не, я не против конструктивной критики

        Голосовать - 0 | 0 +
        Илья Покровский
        23.9.2011 в 07:41
        • это хорошо :-)

          Голосовать - 0 | 0 +
          Андрей Савин
          23.9.2011 в 19:28
          • PS Илья, Вы уж не обижайтесь, можно и конструктивную, лучше, если лично обратитесь, но по той же Воттавааре, хоть я, к сожалению, там не был. Ну одна, и то с натягом - может быть. Там же и пространства, такие вечные, и запредельные, и красота - по Вашим снимкам видно, что красота, и, скажем так, возможное неизведанное. Только вот проблемка - все вроде есть, а нет того снимка, чтобы тебя сразу - и навсегда. Впрочем, простите, сам не пейзажист и знаю, как это непросто. Я к вышеизложенномувообще-то - метафизика произведеных нами снимков - а что есть метафизика?

            — нечто за гранью прагматики вроде, — да и вообще это сложно — что есть красота, что антоним, есть красота в безобразном и уродство в красивом? есть ли она в гламурно-гладком? Заметил, что обработка была и сильная — стоит ли приводить все к общему знаменателю? Это в качестве конструктивной критики — излишнее выравнивание яркостей приводит к очень плоской картине. Если это замысел — ну, можно спорить, если просто прием — тем более :-) . Ну как можно делать лес таким плоским? Он же живой

            Голосовать - 0 | 0 +
            Андрей Савин
            24.9.2011 в 02:50
            • фотографии с Воттоваары не следует оценивать с художественной точки зрения — это репортаж из поездки.

              Голосовать - 0 | 0 +
              Илья Покровский
              24.9.2011 в 10:34
            • это не репортаж, это просто картинки с фотоаппарата, впрочем, я уже тебе говорил.

              Голосовать - 0 | 0 +
              diarchy
              24.9.2011 в 10:52
        • Сорри, что-то разошелся, задели Вы меня еще вчера, художника всякий норовит обидеть. а девушки этого точно не заслужили.

          Вот как некая Алла пишет: « мертвая птичка, которую вы так хвалите — не более, чем дешевый трюк. И чтобы снять ее, много ума не надо. Скорее, требуется отсутствие художественного вкуса». Интересно было бы увидеть снятую Аллой мертвую птичку. Хотя бы как ту лягушку, что на выставке. Ну чтобы понять, кто что видит

          Голосовать - 0 | 0 +
          Андрей Савин
          24.9.2011 в 03:07
          • я думаю можно просто оставить мертвых животных в покое, закопать хотя бы — и не соперничать кто лучше их снимет на фотоаппарат

            Голосовать - 0 | 0 +
            Илья Покровский
            24.9.2011 в 10:35
            • Ну ладно, не буду спорить о репортаже — но посмотрите хотя бы Максимишина, очень полезно. А в покое можно и живых людей оставить — и не соперничать. Тут же не стоит вопрос соперничества, это же не спорт. Тогда уж можно заводить дискуссии типа того, кто круче — Леонардо или Дали, например. Попробуйте рассудить :-))

              Голосовать - 0 | 0 +
              Андрей Савин
              25.9.2011 в 21:33
            • Леонардо ди каприо будем с Дали Сальвадором сравнивать? Можно я тоже поучаствую? Мне очень Титаник ндравится.

              Голосовать - 0 | 0 +
              пациентка
              25.9.2011 в 23:20
            • я думаю тут Да Винчи имеется в виду

              Голосовать - 0 | 0 +
              Илья Покровский
              25.9.2011 в 23:50
            • это как теплое с мягким сравнивать, согласен

              Голосовать - 0 | 0 +
              Илья Покровский
              25.9.2011 в 23:51
  • Юля, ты очень красиво и убедительно рассказала про эти фотографии. Это ж трудно и увидеть, и обобщить...))))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Анна Гриневич
    22.9.2011 в 21:59
  • Илья, есть такое искуство — быть зрителем))) И проникать в смысл произведения иногда глубже. чем автор предполагал. Хотя, если честно, я не знаю, может быть, авторы иногда и закладывают более глубокий смысл в свои карточки, чем это кажется на первый взгляд. А может быть, это происходит интуитивно. Я бы хотела увидеть Ваши фотографии. Без иронии))) Поскольку девчонки учатся у таких хороших художников как Аркадий Морозов и Артем Стародубцев, я думаю, они хотел бы вложить в свои работы какой-то смысл. Может быть, пока им не очень это удается. Но как говорится, за попытку спасибо!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Юлия Утышева.
    22.9.2011 в 22:24
  • Юля, по вашим статьям мы давно поняли, что вы умеете складывать в бессмысленные ряды вполне содержательные слова. И в комментарии относительно юных художниц вы это в очередной раз продемонстрировали. Но не надо меня переубеждать. Я как зритель, имею право думать, что девочки снимают попсу — на потребу дня — мертвая птичка, которую вы так хвалите — не более, чем дешевый трюк. И чтобы снять ее, много ума не надо. Скорее, требуется отсутствие художественного вкуса. Но у меня претензии не к начинающим художницам-фотографам. А к вам, журналисту, их воспевающему. И их учителям в фотографии (они же — тренеры. По аналогии с бизнес-тренерами и пр, читающими семинары)

    Голосовать - 0 | +1 +
    алла
    23.9.2011 в 00:00
    • Зритель зрителю рознь. Есть зритель подготовленный, а есть имеющий мнение. Я бы постеснялся на вашем месте называть представленные работы попсой и уж точно не стал бы считать, что эти фотографии сделаны на потребу дня. Ну хотя бы потому, что вы этих работ не поняли. Такие приемы как «потеря первоначального значения» или «найденные предметы» вам что-то говорят?

      Не скажу, что работы шедевральны, но, безусловно, ониинтересны и талантливы.

      Голосовать - 0 | 0 +
      diarchy
      24.9.2011 в 11:16
  • «Мёртвая птичка» (?) как-то нечаянно сделалась чемпионом обсуждения... :)

    Анна и Виктория, мне очень понравились Ваши эксперименты с цветом и композицией. Чем-то напоминают ранний фильм Ларса фон Триера 'The Element of Crime', где режиссёр ещё и выступил в роли оператора. Разумеется, аналогии тут весьма приблизительны. «Тёмная сторона Луны» у каждого художника своя, но общим является перцептивный контекст. Мне кажется, то восприятие (перцепция) мира, которое нашло выражение в Ваших работах, могло быть у пресловутого мотылька Чжуанзцы, в том именно расщеплённом, переходном состоянии сознания, когда он ещё и не то, и не другое, не сон и не реальность, не жизнь и не смерть. Кстати, помимо «птички», мне представляется необъяснимым акцент на смерть, причём как в комментариях, так и в основной заметке. Смерти как таковой у Вики и Ани как раз немного, и в пристрастии к некрофилии их не упрекнёшь. Это жизнь, жизнь с её парадоксами, цветами и трупиками. Другое дело, что жизнь тут неочевидна, она как бы непроявлена полностью, метафора запечатлена в один из моментов своей актуализации, как и внимательный зритель, синхронно замерший и остановленный в процессе актуализации сознания. До окончания процесса и рождения обыденных призраков ещё далеко. А пока — перед нами то вещество, из которого, возможно, и сделаны мы и наши сны. Спасибо Анне и Виктории, спасибо Юлии.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    25.9.2011 в 20:03

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие